| № п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
| 1. | Предмет риторики. Риторический канон в истории общественного сознания и связях с современностью | Риторические основы общественной деятельности. Логос, этос, пафос. Понятие риторического канона (инвенция, диспозиция, элокуция). Целевая установка речи. Условия эффективности межличностного общения. |
| 2. | Основные этапы развития классической риторики | Греческая риторика Сократ, Платон, Аристотель. Софистика в прошлом и настоящем. Эдуктивная и продуктивная разновидности риторики. Римская риторика. Топика как система. |
| 3. | Диалогизация монологической речи. | Понятие речевого диалогизма. Роль «сократического диалога» в педагогике. Цицерон. Приемы диалогизации в выступлении публичного оратора как условие его общения с аудиторией. Необходимость диалогизации речи в профессиональной деятельности учителя. |
| 4. | Теория и практика аргументации. | Понятие о силлогизме. Риторика и логика. Классификация аргументов. Выбор аргументов применительно к конкретной среде. Нелогическая аргументация. Использование различных видов и приемов аргументации в образовательной деятельности и организации обучающих дискуссий. |
| 5. | Стратегия и тактика поведения публичного оратора. | Строение акта общения. Общество как коммуникативная система. Моделирование речевого поведения в разных социальных контекстах. Основы теории и практики публичного выступления (лекция, беседа, обсуждение и т.д.). Приемы невербальной риторики. Правильность и чистота, точность и логичность, богатство и выразительность речи учителя. |
| 6. | Риторические виды и жанры. | Виды и жанры красноречия. Политическое и социально-бытовое красноречие. Учебное красноречие в его историческом развитии. Дискуссии, дебаты, «круглые столы» и др. как формы организации общественных коммуникаций; эффективность их применения в школьной практике. |
| 7. | Речевые коммуникации в системе письменных жанров | Принципы отбора и обработки материала для составления аннотации, конспекта, самопредставления, отчета, написания реферата и т.д. Изложение как создание текста на основе исходного. Подготовка к сочинению и правила его написания. Школьная стенная газета. |
| Культура речевого поведения учителя. | Речевой этикет. Средства выражения приветствия. установления контакта, похвалы, порицания и др. Максимы такта, одобрения,. скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Риторический анализ речей выдающихся педагогов. |






