Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Предмет риторики. Риторический канон в истории общественного сознания и связях с современностью Риторические основы общественной деятельности. Логос, этос, пафос. Понятие риторического канона (инвенция, диспозиция, элокуция). Целевая установка речи. Условия эффективности межличностного общения.
2. Основные этапы развития классической риторики Греческая риторика Сократ, Платон, Аристотель. Софистика в прошлом и настоящем. Эдуктивная и продуктивная разновидности риторики. Римская риторика. Топика как система.
3. Диалогизация монологической речи. Понятие речевого диалогизма. Роль «сократического диалога» в педагогике. Цицерон. Приемы диалогизации в выступлении публичного оратора как условие его общения с аудиторией. Необходимость диалогизации речи в профессиональной деятельности учителя.
4. Теория и практика аргументации. Понятие о силлогизме. Риторика и логика. Классификация аргументов. Выбор аргументов применительно к конкретной среде. Нелогическая аргументация. Использование различных видов и приемов аргументации в образовательной деятельности и организации обучающих дискуссий.
5. Стратегия и тактика поведения публичного оратора. Строение акта общения. Общество как коммуникативная система. Моделирование речевого поведения в разных социальных контекстах. Основы теории и практики публичного выступления (лекция, беседа, обсуждение и т.д.). Приемы невербальной риторики. Правильность и чистота, точность и логичность, богатство и выразительность речи учителя.
6. Риторические виды и жанры. Виды и жанры красноречия. Политическое и социально-бытовое красноречие. Учебное красноречие в его историческом развитии. Дискуссии, дебаты, «круглые столы» и др. как формы организации общественных коммуникаций; эффективность их применения в школьной практике.
7. Речевые коммуникации в системе письменных жанров Принципы отбора и обработки материала для составления аннотации, конспекта, самопредставления, отчета, написания реферата и т.д. Изложение как создание текста на основе исходного. Подготовка к сочинению и правила его написания. Школьная стенная газета.
  Культура речевого поведения учителя. Речевой этикет. Средства выражения приветствия. установления контакта, похвалы, порицания и др. Максимы такта, одобрения,. скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Риторический анализ речей выдающихся педагогов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: