№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
1.
| Предмет риторики. Риторический канон в истории общественного сознания и связях с современностью
| Риторические основы общественной деятельности. Логос, этос, пафос. Понятие риторического канона (инвенция, диспозиция, элокуция). Целевая установка речи. Условия эффективности межличностного общения.
|
2.
| Основные этапы развития классической риторики
| Греческая риторика Сократ, Платон, Аристотель. Софистика в прошлом и настоящем. Эдуктивная и продуктивная разновидности риторики. Римская риторика. Топика как система.
|
3.
| Диалогизация монологической речи.
| Понятие речевого диалогизма. Роль «сократического диалога» в педагогике. Цицерон. Приемы диалогизации в выступлении публичного оратора как условие его общения с аудиторией. Необходимость диалогизации речи в профессиональной деятельности учителя.
|
4.
| Теория и практика аргументации.
| Понятие о силлогизме. Риторика и логика. Классификация аргументов. Выбор аргументов применительно к конкретной среде. Нелогическая аргументация. Использование различных видов и приемов аргументации в образовательной деятельности и организации обучающих дискуссий.
|
5.
| Стратегия и тактика поведения публичного оратора.
| Строение акта общения. Общество как коммуникативная система. Моделирование речевого поведения в разных социальных контекстах. Основы теории и практики публичного выступления (лекция, беседа, обсуждение и т.д.). Приемы невербальной риторики. Правильность и чистота, точность и логичность, богатство и выразительность речи учителя.
|
6.
| Риторические виды и жанры.
| Виды и жанры красноречия. Политическое и социально-бытовое красноречие. Учебное красноречие в его историческом развитии. Дискуссии, дебаты, «круглые столы» и др. как формы организации общественных коммуникаций; эффективность их применения в школьной практике.
|
7.
| Речевые коммуникации в системе письменных жанров
| Принципы отбора и обработки материала для составления аннотации, конспекта, самопредставления, отчета, написания реферата и т.д. Изложение как создание текста на основе исходного. Подготовка к сочинению и правила его написания. Школьная стенная газета.
|
| Культура речевого поведения учителя.
| Речевой этикет. Средства выражения приветствия. установления контакта, похвалы, порицания и др. Максимы такта, одобрения,. скромности, согласия. Средства их выражения. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Риторический анализ речей выдающихся педагогов.
|