Примеры составления портрета аудитории

Итак, выяснив, где придется выступать, определяем, какими чертами обладает предполагаемая аудитория. Например, преподаватель института искусств в 10 «А» классе собирается рассказывать о музыке С. Прокофьева. Аудитория по его оценке такова: молодые люди 16 лет; знания по затрагиваемой теме практически полностью отсутствуют (смутное представление); количество учащихся — 20 человек, однородная группа (групповое общение); субъективная характеристика: отношения неравные, поскольку статус лектора не только выше их собственного, но и выше статуса их учителей; отношение к оратору хорошее, но тема не кажется аудитории важной, так как дети не любят серьезную музыку, поэтому предполагается примерно равное количество конфликтных и инфантильных. Теперь необходимо из этих характеристик выбрать те, которые окажутся особенно важными для данной речи и которые оратор непременно должен учесть при подготовке речи.

Из объективных характеристик можно не учитывать те, которые не имеют значения для освещения данной темы (в нашем случае можно пренебречь, например, характеристиками по полу, национальности и т. п.), а также теми, где оратор выступает в привычной для себя роли, уже настроен на определенный тип слушателей и ему не нужно корректировать манеру речи.

Так, если десятиклассник собирается выступать в своем классе, а учитель — перед своими коллегами, нет надобности особо учитывать возраст и культурный уровень, поскольку они будут такие же, как у самого оратора, естественны для него. Вместе с тем отправляясь в третий класс или на совет школы, десятиклассник должен будет подумать о коррекции своего выступления с учетом возраста и культурного уровня аудитории. Субъективная характеристика аудитории обязательно должна быть учтена, если есть возможность просчитать ее заранее. Очень важной характеристикой является количество слушателей (межличностное, групповое, публичное, массовое общение).

Для нашего случая особенно важными окажутся смутное представление слушателей о предмете речи, негативное в целом отношение к предмету речи. Именно эти характеристики оратор и должен будет учесть в своем выступлении. Как эта установка будет реализована? Очевидно, ему придется постараться связать предмет речи с интересами и вкусами слушателей, показать важность предлагаемых знаний именно для них, сделать свою речь максимально яркой и образной, использовать зацепляющие внимание крючки и т. д.

Если старшеклассник собирается выступать на совете школы, то для него наиболее важным окажется учет более старшего возраста и более высокого культурного уровня слушателей, официальной обстановки собрания, конструктивного отношения аудитории. Поэтому его речь не может быть перегружена отступлениями и излишними украшениями, должна содержать конкретное предложение и рациональную аргументацию его разумности.

В процессе отработки умения учитывать аудиторию необходимо обратить внимание и на такой важный момент, как отражение в речи выступающего образа аудитории. Что уже известно слушателям по затронутому вопросу? Можно ли это включить в свою речь и повторить для них снова? Очевидно, можно, если оратор понимает, что сообщает не совершенно новые факты, а то, что слушатели и так знают. Тогда он может сказать: как вам, наверное, уже известно…, Вы, конечно, знаете…, Хочу напомнить вам … и т. п. Но нежелательно повторять банальности как нечто новое, поскольку при этом интерес аудитории к речи быстро пропадает. Если обращаемся к неспециалистам, то нельзя употреблять сложные термины и другие слова, которые будут непонятны, тут вообще важно оценить кругозор слушателей и говорить, сообразуясь с ним. Оценив аудиторию, выбираем тот аспект темы, который будет интересно обсуждать именно этим людям. Например, на тему "Секреты рационального питания" в молодежной аудитории и для людей преклонного возраста нужно сказать совершенно разные вещи.

И еще одно замечание. При характеристике аудитории совершенно не достаточно ограничиваться исключительно внешним описанием, например, сказать: оратор выступает перед студентами второго курса, или: перед пенсионерами. Ведь если я выступаю перед студентами по сложному научному вопросу, самой главной характеристикой окажется для меня их невысокий профессиональный уровень; если говорю о моде — прежде всего учту пол и возраст и т. д. Если на тему "Вам необходимо совершенствовать свое умение выступать публично" я обращаюсь к студентам второго курса, прослушавшим курс риторики, смысл моего выступления будет состоять в том, чтобы убедить их заняться самообразованием, развивать умения, приобретенные на занятиях. Если они не изучали риторику — объясню им, какую пользу они могли бы получить от обучения этому предмету. Если они изучали риторику, но остались недовольны курсом, находились в конфликте с преподавателем, — постараюсь переубедить их, изменить отношение к риторике. Таким образом, сказать в этой ситуации "Я обращаюсь к студентам" — это не сказать ничего: нужно указать те содержательные черты портрета, которые помогут мне найти взаимопонимание с моей аудиторией. Именно поэтому портрет аудитории может быть реконструирован и в том случае, когда мы не знаем, перед кем на самом деле выступал оратор, но имеем для анализа речь, где видны усилия говорящего воздействовать на определенных слушателей.

Итак, первый важный вопрос, который задает себе оратор, приступая к непосредственной подготовке речи: КОМУ она предназначается?

3. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Современный деловой мир немыслим без публичного вы­ступления. Для того чтобы решить производственные, ком­мерческие, экономические и политические проблемы, дело­вые люди должны уметь словом повести за собой, воздейст­вовать на мнения и принятие решения, мотивировать к про­дуктивной, творческой работе коллег, подчиненных, вызы­вать поддержку и симпатию вышестоящих руководителей. Ежедневно миллионная армия менеджеров выступает перед клиентами, деловыми партнерами, инвесторами, защищая проекты, бизнес-планы, предлагая товары и услуги. Далеко не все имеют успех, и еще никто не подсчитал, сколько было упущено выгоды из-за неудачного выступления.

Сила ума и дар слова — главное отличие человека. Если задуматься над библейской фразой "В начале было слово», то мы постигнем глубокий смысл: и силу молитвы, и силу убеждения, и силу веры.

Люди, состоявшиеся в жизни, бизнесе, политике перешли из статуса специалиста, профессионала в своей области в статус руководителя, лидера, человека публичного. И если раньше им нужно было решать узкопрофессиональные задачи, то, перей­дя в ранг руководителя, публичного человека (Homo Publicius), приходится все больше убеждать, доказывать, воздействова гь.

Publicus, в переводе с латыни, означает общественный, государственный, всенародный. Если рассматривать Homo Publicus в роли выступающего, то он должен уметь:

- «угодить» аудитории, то есть быть принятым ею;

- адаптировать себя к ее культурным, социальным и профессиональным ожиданиям;

- продемонстрировать волю и харизматичность.

Как угодить аудитории? Вспомните, как трудно угодить одному, близкому человеку, а тут собралось множество не­знакомых и им нужно угодить. Согласитесь, трудная зада­ча. Homo Publicus, прежде всего, носитель трех культур об­щения: национальной, социальной и профессиональной.

Национальная культура общения предполагает демон­страцию общепринятых норм поведения и речи. Если вы­ступление предстоит перед русской аудиторией, то поведе­ние выступающего, манеры, речь не должны вызывать про­тест. Например, держать руку в кармане перед аудиторией с русским менталитетом считается неприличным. И, на­против - в западной культуре, например, в англоязычной, это считается допустимым. Выступление перед иностран­ной аудиторией предполагает изучение национальных осо­бенностей общения, специфических жестов, традиций, привычек и т.д.

Социальная культура общения предполагает анализ ау­дитории с точки зрения возраста, образования, статуса, со­циального круга. Выступающий должен говорить «на од­ном языке», попасть в ожидания этих людей, быть понят­ным и понятым.

Профессиональная культура общения на подиуме, так же как и на сцене - это мастерство исполнителя или актера: голос (его тембр, сила, полетность), сценическая речь (интонацион­ная выразительность), глазной контакт, пластика жестов. По­ведение перед публикой подчиняется особым сценическим за­конам, и если выступающий не учитывает их, то он может до­пустить ряд оплошностей, которые «сведут на нет» всю подго­товительную работу. Бытовая манера общения, которая при­суща нам в обычной жизни, недопустима на сцене. Недостат­ки, незаметные в каждодневном общении, попадая под увели­чительное стекло сцены, становятся «выпуклыми», умаляют авторитет выступающего и вызывают досаду. На сцене нет ме­лочей, важно все: внешний вид, пластика, поза, глазной кон­такт, тембр голоса, интонация, убедительность, темп и ритм речи. Если исполнитель специально об этом не думал, не репе­тировал, то это выступление обречено на провал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: