Структура публичного выступления – это его основные части: рационально дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга. Обычно части плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка материала позволяет рациональнее строить фразы и рассчитывать силу воздействия речи по времени, а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.
Обычно структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей – свои функции. Во вступлении - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. В процессе доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. В заключении - донести до сознания слушателей высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей нужное впечатление. Поэтому нужен индивидуальный подход к композиции выступления.
|
|
План – это краткий набросок основных сюжетных линий будущего выступления. Планировать – это составлять каркас того, что будет построено позднее. План – это декларация о намерениях, в которой намечены пункты, подлежащие в дальнейшем раскрытию и наполнению содержанием. А тезисная форма – это уже проработанное содержание речи, сжатое до конспекта. План используется на начальной стадии подготовки текста.
После подготовки плана идет насыщение фразами всех частей базовой структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.
Этапы подготовки устного выступления:
1.Работы над фактами и теоретическим материалом.
2.Редактирования текста (логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность).
3.Способов выступления и репетиция речи.
Работа над фактами и теоретическим материалом. Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.
Требования к отбору фактов:
а) они должны быть достоверны и точны
б) подчинены общей идеи выступления
в) необходимо отбирать только важные и существенные факты
г) важно личное, эмоциональное отношение к фактам
|
|
д) необходимо грамотно истолковывать факты.
Работа с источниками. Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.
а) при первом знакомстве с документами необходимо читать текст без критики;
б) читать с максимальной пользой, оценивая материал;
в) обязательно вести записи;
г) читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы был банк знаний;
д) необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.
Редактирование текста.
Способы написания текста:
а) написать полный текст выступления;
б) написать речь в виде подробного плана;
в) написать краткий план;
г) не писать текст.
Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.
Показатели формообразующих свойств текста
а) дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя);
б) линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени;
в) связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом.
Недостатки логико-композиционного построения текста
а) композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания;
б) стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения;
в) неумение распорядиться отведенным временем;
г) неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории;
д) недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов.
Способы выступления.
а) чтение текста речи
б) воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов
в) свободная импровизация.