Вопрос 1. Методика подготовки к судебному выступлению

Структура публичного выступления – это его основные части: рационально дополняющие, развивающие и обобщающие друг друга. Обычно части плавно перетекают одна в другую и не имеют четко оформленных границ. Разделение речи на части необходимо для подготовительной (домашней) работы над текстом будущего выступления. Такая разбивка материала позволяет рациональнее строить фразы и рассчитывать силу воздействия речи по времени, а также получить возможность стратегического планирования для расстановки смысловых акцентов.

Обычно структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей – свои функции. Во вступлении - привлечь к выступающему внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. В процессе доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. В заключении - донести до сознания слушателей высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании слушателей нужное впечатление. Поэтому нужен индивидуальный подход к композиции выступления.

План – это краткий набросок основных сюжетных линий будущего выступления. Планировать – это составлять каркас того, что будет построено позднее. План – это декларация о намерениях, в которой намечены пункты, подлежащие в дальнейшем раскрытию и наполнению содержанием. А тезисная форма – это уже проработанное содержание речи, сжатое до конспекта. План используется на начальной стадии подготовки текста.

После подготовки плана идет насыщение фразами всех частей базовой структуры и раскрытие с их помощью всех пунктов плана. Затем идет многократное (для запоминания) дословное воспроизведение всего текста речи. Когда он заучен наизусть, то его следует ужать до тезисов, опираясь на которые, надо переходить к тренировкам по отработке акустики и интонации в свободной импровизационной манере.

Этапы подготовки устного выступления:

1.Работы над фактами и теоретическим материалом.

2.Редактирования текста (логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность).

3.Способов выступления и репетиция речи.

Работа над фактами и теоретическим материалом. Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами.

Требования к отбору фактов:

а) они должны быть достоверны и точны

б) подчинены общей идеи выступления

в) необходимо отбирать только важные и существенные факты

г) важно личное, эмоциональное отношение к фактам

д) необходимо грамотно истолковывать факты.

Работа с источниками. Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.

а) при первом знакомстве с документами необходимо читать текст без критики;

б) читать с максимальной пользой, оценивая материал;

в) обязательно вести записи;

г) читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы был банк знаний;

д) необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.

Редактирование текста.

Способы написания текста:

а) написать полный текст выступления;

б) написать речь в виде подробного плана;

в) написать краткий план;

г) не писать текст.

Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации.

Показатели формообразующих свойств текста

а) дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол-во которых определяется объемом оперативной памяти адресата (слушателя);

б) линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени;

в) связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом.

Недостатки логико-композиционного построения текста

а) композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания;

б) стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения;

в) неумение распорядиться отведенным временем;

г) неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории;

д) недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов.

Способы выступления.

а) чтение текста речи

б) воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов

в) свободная импровизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: