Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Активность, деятельность и поведение




Лекция 7. Активность и деятельность

I. Активность, деятельность и поведение.

II. Виды деятельности

III. Освоение деятельности

IV. Структура деятельности

V. Цель и целеполагание. Соотношение целей и мотивов

VI. Принятие решений

В предыдущей теме было указано, что два основных фактора – создающий орудия труд и развитие социальных контактов и связей в древних сообществах людей – лежат в основе возникновения сознания. Развиваясь, то и другое со временем превратились в сложно организованные формы человеческой активности, называемые в современной психологии деятельностью и общением. Понимание психики и сознания человека (не только древнего, но и современного) невозможно без их анализа.

I. Активность, деятельность и поведение

Ранее, в лекции 4 активация (активность) была определена мной в качестве одной из трех основных функций психики: отражение, определение значения, активация. Я отметил тогда и то, что ряд психологов выделяет только две функции психики: отражение, включающее в себя, как получение информации, так и определение ее значения, и активность. Как можно видеть, какой бы из этих подходов не брался за основу, активация все равно оказывается важнейшей функцией психики, а активность ее фундаментальным свойством.

Говоря об этих функциях, необходимо иметь в виду, что они не изолированы друг от друга и не сменяют друг друга в хронологическом порядке – они существуют и реализуются одновременно и параллельно. Кроме того, отражение и определение значений тоже можно рассматривать как разновидности активности. Дело в том, что отражение носит активный и избирательный характер. Живые существа отражают не просто то, что подвернется их анализаторам в данный момент времени; они специально ищут то, что им нужно. Особенно это касается человека.

При таком понимании активация-активность превращается во всеобщую функцию и свойство психики. Появляется возможность выделить в ней познавательную активность (отражение) и предметную активность, связанную с моторным действием (движением). Если же учесть, что моторному действию всегда предшествуют, а за ним всегда следуют не только познавательные, но и другие психические процессы, в частности эмоциональные, то становится ясно, насколько широкий смысл может быть вложен в понятие активности.

В психологии принято выделять два ее наиболее общих вида:

- внутреннюю (психическую) активность,

- внешнюю (предметную) активность.

Поскольку в основе и той, и другой лежат психофизиологические процессы, происходящие в мозге и в нервной системе, а они никогда не прекращаются полностью, постольку либо та, либо другая активность присутствуют у человека всегда. Как уже говорилось в предыдущей лекции, даже во сне мозг человека сохраняет активность, а в одной из его фаз, которая называется "БДГ-сон", она бывает даже выше, чем у бодрствующего человека.




Таким образом, в психологическом смысле человек является активным всегда, потому что даже в те периоды, когда он не предпринимает никаких внешне видимых действий, совершенно неподвижен и ничего не говорит, он может думать, вспоминать, воображать, переживать и т.д. Вообще, в бодрствующем состоянии у человека бывают только очень кратковременные (секунды) периоды, в течение которых он ни о чем не думает и ничего не переживает. Это состояния своеобразного ступора, когда человек, казалось бы, смотрит в одну точку, но на самом деле ничего не видит. Он может при этом не слышать даже обращения к себе и, вздрогнув, повернуть голову после повторного обращения. Нередко первая мысль, которая возникает после такого состояния – мысль: "я только что ни о чем не думал".

Понятия деятельность и поведение означают реализующуюся в действительности активность. Иными словами, между понятиями "активность" и "деятельность" имеются такие же различия, как между понятиями "возможность" и "действительность". Можно также сказать, что активность – это свойство, а деятельность (или поведение) – его реализация.

Деятельностью называют осознанную и целенаправленную активность. Поскольку цель и целеполагание свойственны только человеку, постольку и понятие деятельности применимо только к человеку. Поведением же называют активность неосознаваемую, не контролируемую специально и не преследующую какую-либо цель. Она имеет место, как у животных (у них есть только поведение), так и у человека. В частности, у студента деятельность имеет место, когда он готовится к экзамену или непосредственно его сдает, а поведение, – когда он бесцельно ходит взад-вперед по коридору перед помещением, в котором принимается экзамен, просто в ожидании своей очереди.



Первые теории деятельности возникли в философии. Автором наиболее известной из них является немецкий философ конца XVIII – начала XIX в.в. И.Г.Фихте. Теории деятельности разрабатывались также в XX в. французским философом Ж.-П.Сартром и американским социологом Т.Парсонсом (последний называл свою теорию "теорией социального действия"). Любопытно, что в современной, преимущественно англоязычной психологии понятие "деятельность" фактически не используется. Дело в том, что в английском языке есть только понятия "activity", обозначающее активность (таким образом, слова "активность" и "деятельность" оказываются синонимами) и "action" – действие.

В отечественной психологии, напротив, данное понятие является одним из центральных. Основы психологической теории деятельности были разработаны С.Л.Рубинштейном. Он опирался на положение И.Г.Фихте о том, что практическая деятельность предшествует отражению и познанию. Замечу, что эта идея, действительно, очень хорошо согласуется с базовыми философскими принципами марксизма. В более или менее завершенном виде данная теория была изложена несколько позже А.Н.Леонтьевым. Эти же два психолога заложили основы так называемого деятельностного подхода, который до сих пор имеет много сторонников в отечественной психологии и сохраняет свое методологическое значение.

В соответствии с ним любые психические явления должны изучаться в контексте реальной деятельности человека. Сама деятельность понимается при этом как явление материального порядка, как важнейшая часть его реального бытия, которая отражается в его психике и сознании. С другой стороны, она существует и во внутренней психической форме, т.е. в виде целей, планов, программ, принимаемых решений, и эта ее сторона предопределяет предметную (отсюда принцип единства сознания и деятельности, о котором говорилось в лекции 2). Деятельностный подход имел и имеет значение для понимания роли труда (трудовой деятельности) в формировании и развитии сознания человека. Однако, как будет показано в следующей теме, не меньшую роль в этом сыграло развитие коммуникации (общения) в сообществах древних людей.

Сложнейшим является вопрос об источниках активности. В общем виде он очевиден: источником энергии для человека и других живых существ являются калории, получаемыми через продукты питания. Эта энергия расходуется на совершение моторных движений и действий. Однако, когда речь заходит об источниках сугубо психической активности, все становится не так просто. По всей видимости, психическая активность имеет тот же самый энергетический источник, но получаемая с пищей энергия должна каким-то образом преобразовываться в психическую форму. Как это происходит, никому неизвестно. З.Фрейд считал, что источником психической энергии является энергия, сосредоточенная в инстинктивных влечениях, прежде всего, в половом влечении (он дал ей особое название – "либидо"), но аргументировать эту идею ему и его последователям не удалось, и она не получила широкой поддержки среди ученых.





Дата добавления: 2015-05-10; просмотров: 4554; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8988 - | 7272 - или читать все...

Читайте также:

 

34.229.131.116 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.