double arrow

I. Активность, деятельность и поведение

Лекция 7. Активность и деятельность

I. Активность, деятельность и поведение.

II. Виды деятельности

III. Освоение деятельности

IV. Структура деятельности

V. Цель и целеполагание. Соотношение целей и мотивов

VI. Принятие решений

В предыдущей теме было указано, что два основных фактора – создающий орудия труд и развитие социальных контактов и связей в древних сообществах людей – лежат в основе возникновения сознания. Развиваясь, то и другое со временем превратились в сложно организованные формы человеческой активности, называемые в современной психологии деятельностью и общением. Понимание психики и сознания человека (не только древнего, но и современного) невозможно без их анализа.

I. Активность, деятельность и поведение

Ранее, в лекции 4 активация (активность) была определена мной в качестве одной из трех основных функций психики: отражение, определение значения, активация. Я отметил тогда и то, что ряд психологов выделяет только две функции психики: отражение, включающее в себя, как получение информации, так и определение ее значения, и активность. Как можно видеть, какой бы из этих подходов не брался за основу, активация все равно оказывается важнейшей функцией психики, а активность ее фундаментальным свойством.

Говоря об этих функциях, необходимо иметь в виду, что они не изолированы друг от друга и не сменяют друг друга в хронологическом порядке – они существуют и реализуются одновременно и параллельно. Кроме того, отражение и определение значений тоже можно рассматривать как разновидности активности. Дело в том, что отражение носит активный и избирательный характер. Живые существа отражают не просто то, что подвернется их анализаторам в данный момент времени; они специально ищут то, что им нужно. Особенно это касается человека.




При таком понимании активация-активность превращается во всеобщую функцию и свойство психики. Появляется возможность выделить в ней познавательную активность (отражение) и предметную активность, связанную с моторным действием (движением). Если же учесть, что моторному действию всегда предшествуют, а за ним всегда следуют не только познавательные, но и другие психические процессы, в частности эмоциональные, то становится ясно, насколько широкий смысл может быть вложен в понятие активности.

В психологии принято выделять два ее наиболее общих вида:



- внутреннюю (психическую) активность,

- внешнюю (предметную) активность.

Поскольку в основе и той, и другой лежат психофизиологические процессы, происходящие в мозге и в нервной системе, а они никогда не прекращаются полностью, постольку либо та, либо другая активность присутствуют у человека всегда. Как уже говорилось в предыдущей лекции, даже во сне мозг человека сохраняет активность, а в одной из его фаз, которая называется "БДГ-сон", она бывает даже выше, чем у бодрствующего человека.

Таким образом, в психологическом смысле человек является активным всегда, потому что даже в те периоды, когда он не предпринимает никаких внешне видимых действий, совершенно неподвижен и ничего не говорит, он может думать, вспоминать, воображать, переживать и т.д. Вообще, в бодрствующем состоянии у человека бывают только очень кратковременные (секунды) периоды, в течение которых он ни о чем не думает и ничего не переживает. Это состояния своеобразного ступора, когда человек, казалось бы, смотрит в одну точку, но на самом деле ничего не видит. Он может при этом не слышать даже обращения к себе и, вздрогнув, повернуть голову после повторного обращения. Нередко первая мысль, которая возникает после такого состояния – мысль: "я только что ни о чем не думал".

Понятия деятельность и поведение означают реализующуюся в действительности активность. Иными словами, между понятиями "активность" и "деятельность" имеются такие же различия, как между понятиями "возможность" и "действительность". Можно также сказать, что активность – это свойство, а деятельность (или поведение) – его реализация.

Деятельностью называют осознанную и целенаправленную активность. Поскольку цель и целеполагание свойственны только человеку, постольку и понятие деятельности применимо только к человеку. Поведением же называют активность неосознаваемую, не контролируемую специально и не преследующую какую-либо цель. Она имеет место, как у животных (у них есть только поведение), так и у человека. В частности, у студента деятельность имеет место, когда он готовится к экзамену или непосредственно его сдает, а поведение, – когда он бесцельно ходит взад-вперед по коридору перед помещением, в котором принимается экзамен, просто в ожидании своей очереди.

Первые теории деятельности возникли в философии. Автором наиболее известной из них является немецкий философ конца XVIII – начала XIX в.в. И.Г.Фихте. Теории деятельности разрабатывались также в XX в. французским философом Ж.-П.Сартром и американским социологом Т.Парсонсом (последний называл свою теорию "теорией социального действия"). Любопытно, что в современной, преимущественно англоязычной психологии понятие "деятельность" фактически не используется. Дело в том, что в английском языке есть только понятия "activity", обозначающее активность (таким образом, слова "активность" и "деятельность" оказываются синонимами) и "action" – действие.

В отечественной психологии, напротив, данное понятие является одним из центральных. Основы психологической теории деятельности были разработаны С.Л.Рубинштейном. Он опирался на положение И.Г.Фихте о том, что практическая деятельность предшествует отражению и познанию. Замечу, что эта идея, действительно, очень хорошо согласуется с базовыми философскими принципами марксизма. В более или менее завершенном виде данная теория была изложена несколько позже А.Н.Леонтьевым. Эти же два психолога заложили основы так называемого деятельностного подхода, который до сих пор имеет много сторонников в отечественной психологии и сохраняет свое методологическое значение.

В соответствии с ним любые психические явления должны изучаться в контексте реальной деятельности человека. Сама деятельность понимается при этом как явление материального порядка, как важнейшая часть его реального бытия, которая отражается в его психике и сознании. С другой стороны, она существует и во внутренней психической форме, т.е. в виде целей, планов, программ, принимаемых решений, и эта ее сторона предопределяет предметную (отсюда принцип единства сознания и деятельности, о котором говорилось в лекции 2). Деятельностный подход имел и имеет значение для понимания роли труда (трудовой деятельности) в формировании и развитии сознания человека. Однако, как будет показано в следующей теме, не меньшую роль в этом сыграло развитие коммуникации (общения) в сообществах древних людей.

Сложнейшим является вопрос об источниках активности. В общем виде он очевиден: источником энергии для человека и других живых существ являются калории, получаемыми через продукты питания. Эта энергия расходуется на совершение моторных движений и действий. Однако, когда речь заходит об источниках сугубо психической активности, все становится не так просто. По всей видимости, психическая активность имеет тот же самый энергетический источник, но получаемая с пищей энергия должна каким-то образом преобразовываться в психическую форму. Как это происходит, никому неизвестно. З.Фрейд считал, что источником психической энергии является энергия, сосредоточенная в инстинктивных влечениях, прежде всего, в половом влечении (он дал ей особое название – "либидо"), но аргументировать эту идею ему и его последователям не удалось, и она не получила широкой поддержки среди ученых.






Сейчас читают про: