double arrow

III. Освоение деятельности

Как следует из сказанного выше, разнообразные виды деятельности существуют в рамках общества и культуры до нашего появления на свет. Родившийся человек, становясь старше, и развиваясь, постепенно осваивает различные деятельности, начиная с простых (одевание носков, уборка постели и т.п.), и заканчивая сложными профессиональными деятельностями. В последнем случае требуется порой длительное обучение и практическая подготовка.

С психологической точки зрения, существуют всего лишь два принципиальных способа овладения той или иной деятельностью. Один из них является относительно простым, другой – более сложным. Соответственно, первый способ более эффективен для простых деятельностей, а второй – для сложных.

Суть первого состоит в наблюдении за действиями другого, повторении (копировании) увиденного и в постепенном закреплении навыка. Можно это назвать тренировкой. Здесь очень много общего с обычным процессом формирования условного рефлекса. Формирование таких навыков у человека хорошо изучено в рамках бихевиоризма, поскольку центральная для него проблема – как раз проблема научения. При таком способе освоения деятельности нет необходимости в осмыслении и понимании, поэтому не обязательно предварительно овладевать разнообразными знаниями. Именно таким путем овладевают многими бытовыми деятельностями дети, именно таким путем происходит овладение движениями (техникой) в различных видах спорта и в профессиональных деятельностях, связанных с ручным трудом. Это и понятно, потому что можно по книгам или лекциям досконально изучить, как нужно прыгать в высоту способом "фосбюри флоп" (разворачиваясь спиной к планке), но реально научиться можно, только многократно повторяя это действие на тренировках.




Более сложный путь овладения деятельностью заключается в предварительном получении необходимых для этого теоретических и практических знаний, без наличия которых деятельность становится невозможной. Например, человек не может преподавать психологию, историю, языки и т.д., если он ничего не знает об этом. Затем в результате постепенного накопления практического опыта у человека формируются умения. Наконец, некоторые из них, как правило, наиболее простые превращаются в навыки. Такой путь невозможен без осмысления и понимания, а потому он необходим для овладения сложными видами деятельности.



Особенности и закономерности процесса формирования у человека знаний, умений и навыков – одна из центральных проблем педагогики и педагогической психологии (в этих науках принято обозначать данные понятия аббревиатурой ЗУН). В этих же науках рассматриваются методы и способы их формирования. Здесь я лишь кратко рассмотрю соотношение между данными феноменами.

На первый взгляд, кажется, что знания следует отнести к сфере внутренней, психической жизни человека, а умения и навыки – к внешней, предметной. Но такое представление было бы поверхностным. Дело в том, что знание "входит" в качестве неотъемлемого элемента в умение и даже в доведенный до автоматизма навык. Просто это – не осознаваемое, не рефлексируемое знание.

Более важным в рамках данной темы является различие между умением и навыком. Умениями и навыками принято называть способы выполнения того или иного действия (деятельности), которыми владеет человек. Различие между тем и другим состоит в том, что навык является автоматизированным и не требует для своего выполнения контроля со стороны сознания, а умение, напротив, нуждается в осознании и является контролируемым действием. Другое различие между ними заключается в том, что умение можно трактовать как более сложный и комплексный феномен, включающий в свой состав отдельные навыки. Например, у человек есть навык прямохождения, формирующийся еще в раннем детстве. Без него оказались бы невозможными многие умения. Другие двигательные навыки входят составными элементами в умение гладить белье, красить забор и т.д.

Навыки, как и умения, могут быть не только моторно-двигательными, но и "чисто" психологическими: например, принято выделять перцептивные (т.е. связанные с восприятием) и интеллектуальные (в частности, мыслительные) навыки и умения. Например, большинство людей без труда умножают в уме семь на восемь, складывают небольшие числа, вычитают одно из другого и т.д. Еще одним примером могут служить умения читать и писать. Последнее включают в себя, как моторные навыки письма, так и необходимые интеллектуальные компоненты.

Происхождение различных навыков неодинаково. Одни из них носят врожденный характер, другие приобретаются в результате научения. К врожденным навыкам относятся, например, сосательные движения губ новорожденного (таким образом, некоторые навыки являются ни чем иным как безусловными рефлексами). Некоторые навыки формируются позже, но только при нормальном развитии организма (тот же самый навык прямохождения). Такие навыки также входят в качестве составных элементов в отдельные умения, и роль их в освоении различных деятельностей велика. Третьи навыки появляются у человека лишь в результате длительной тренировки, но могут они формироваться в любом возрасте.

Навыки в отличие от умений являются гораздо более устойчивыми. Нередко они сохраняются, не исчезают, даже если в течение долгого времени не воспроизводятся. Известно, например, что однажды научившись плавать или ездить на велосипеде, можно воспроизводить эти действия даже после долгого перерыва. Однако большинство приобретенных навыков, если они долго остаются не востребованными, все-таки могут быть разрушены.






Сейчас читают про: