С помощью методики ценностного обмена можно определить в зависимости от степени его участия в совместной деятельности. На позицию эмоционального и инструментального лидера выдвигается тот, кто вносит, по мнению группы, наибольший вклад в общие результаты и налаживание оптимального общения. Методика состоит из 11 вопросов, выясняющих мнение опрашиваемого о вкладе членов его группы в общий продукт деятельности и развитие эмоциональных контактов. Отвечая на каждый вопрос, испытуемый должен назвать три—пять фамилий товарищей по работе и проранжировать их вклад в общий результат деятельности и общения. Ответы на первые шесть вопросов и сумма выборов в их пределах дают характеристику эмоциональных взаимоотношений. Ответы на последующие пять вопросов дают характеристику деловых взаимоотношений.
Вопросник
1. Кто из членов вашего коллектива вносит наибольший вклад в развитие товарищеских отношений, способствуя его сплочению?
2. С кем из членов вашего коллектива вам наиболее приятно общаться в процессе работы?
3. Кто из членов вашего коллектива наиболее удобен для вас как партнер по выполнению работы или поручений?
4. С кем из членов коллектива вы могли бы поделиться своими мыслями, планами, переживаниями?
5. К мнению кого в вашем коллективе вы всегда прислушиваетесь?
6. Кто, по вашему мнению, мог бы лучше всего справиться с ролью представителя вашей группы, если бы это потребовалось?
7. Кто, по вашему мнению, в профессиональном отношении является самым компетентным в вашем коллективе?
8. Кто из членов вашего коллектива более других принимает близко к сердцу его интересы и переживания, проблемы?
9. Кто из членов вашего коллектива с наибольшей энергией отдается работе?
10. Кто из членов вашего коллектива в трудную минуту раньше других приходит на помощь любому из товарищей независимо от их отношений?
11. Кто из членов вашего коллектива, по вашему мнению, лучше всех справился бы с обязанностями его руководителя?
Приложение 4