Деятельность советов и правлений в учреждениях культуры

Организаторская деятельность включает прежде всего должностные обязанности руководителей и их подчинен­ность.

Директор (заведующий) - лицо, осуществляющее руко­водство деятельностью учреждения культуры на принципах единоначалия. Он ответствен за организацию работы всех подразделений, ее планирование, учет и отчетность, финан­сово-хозяйственную деятельность, привлечение к участию в работе учреждения культуры добровольных общественных организаций, актива, разработку должностных обязанностей штатных и внештатных работников, несет ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил технической эксплуатации и пожарной безопасности.

Например, директор районного Дома культуры прини­мает меры поощрения и налагает взыскания на работников, в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, определяет их права и должностные обязанности.

В сельских Домах культуры и сельских клубах эти во­просы решаются вышестоящим органом - администрацией села и поселка.

В учреждениях культуры системы Министерства куль­туры РФ, с целью вовлечения общественности в сферу культурно-досуговой деятельности, развития народного творчества и любительских объединений наиболее полного удовлетворения культурных запросов населения и для кол­легиального руководства всеми делами, создаются Советы сроком на один-два года. Избираются составы Советов на отчетных собраниях (сходках граждан) перед населением и общественностью открытым голосованием.

В профсоюзных клубных учреждениях создаются прав­ления. Задачи, содержание и организация работы Советов и (правлений) аналогичны.

На первом заседании нового состава Совета избирается открытым голосованием председатель, который, учитывая способности и пожелания членов Совета, распределяет ме­жду ними обязанности по руководству определенными уча­стками работы учреждения культуры, так называемыми секторами (комиссиями).

Поэтому, подбирая кандидатуры в новый состав, нужно учитывать деловые качества и организационные способно­сти. Здесь прежде всего надо подумать о том, чтобы в со­ставе Совета были представители спонсоров, способных обеспечивать финансирование как отдельных направлений деятельности учреждения культуры, так и отдельных куль-турно-досуговых программ.

Совет клубного учреждения культуры может иметь сле­дующие комиссии: культурно-массовой работы; художест­венной самодеятельности, объединений по интересам, дис­котек; по работе с детьми и подростками; организации ки­нообслуживания; спортивно-массовой работе, маркетингу; хозяйственной деятельности и другие в зависимости от чис­ленного состава Совета, объема работы учреждения культу­ры и его направленности.

Распределяя обязанности, нужно избрать постоянного секретаря Совета, чтобы вести всю деловую документацию (протоколы, переписку с другими организациями и т.д.).

Член Совета (правления), назначенный руководителем сектора (комиссии), подбирает себе актив, с которым орга­низует работу на закрепленном участке.

Советы (правления) проводят заседания по плану, раз­рабатываемому на очередной квартал. Составляется план по следующей форме:

Дата проведения Повестка Кто докладыва- Кто Приме-
заседания или дня ет, выполняет готовит чание
выполняемой заседаний, работу вопрос  
работы выполняе-      
  мая работа      
         

Заседания Совета (правления) проводятся в соответст­вии с утвержденной повесткой дня. Совет (правление) на заседаниях обсуждает: результаты изучения культурных за­просов различных групп населения и намечает меры по их реализации; качество подготовки и проведения культурно-досуговых программ; планы работы художественных кол­лективов, объединений по интересам; информации штатных работников и членов Совета (правления) о положении дел на их участках работы, информации руководителя учрежде­ния о состоянии материальной базы (помещений, инвента­ря, оборудования) для оказания содействия в ее укреплении и др.

Совет вносит свои предложения, способствует установ­лению связей с добровольными обществами трудящихся, с другими учреждениями культуры, хозяйственными органи­зациями и вовлекает их в работу по культурному обслужи­ванию населения своего поселка, села, разрабатывает гра­фики дежурства членов Совета и актива для поддержания порядка на мероприятиях, соблюдения правил и культуры поведения посетителями, выполнения режима работы.

По каждому обсуждаемому вопросу Совет принимает соответствующее решение, в котором указываются кон­кретные меры, исполнители решений и сроки исполнения.

Каждое решение Совета (правления) должно претво­ряться в жизнь.

Функционируют еще на селе централизованные клубные системы. Сельской централизованной клубной системой (СЦКС) называется объединение клубных учреждений (не менее 2-3), расположенных на территории колхоза, совхоза, с общими штатами и материальными ресурсами.

Создаются СЦКС при условии наличия необходимой материально-технической базы и квалифицированных кад­ров.

СЦКС могут быть государственными или профсоюзны­ми, в зависимости от подчиненности Дома культуры, распо­ложенного на центральной усадьбе акционерного общества. Если на центральной усадьбе расположен государственный сельский дом культуры, то СЦКС, в состав которой войдут клубные учреждения других ведомств, будет называться го­сударственный СЦКС.

Наличие на центральной усадьбе профсоюзного дома культуры обусловит создание профсоюзной СЦКС.

В состав государственной СЦКС могут передаваться колхозные клубные учреждения по ходатайствам правлений акционеров, инвесторов.

Сельские централизованные клубные системы создают­ся в целях: улучшения их материального положения; со­вершенствования содержания, средств, форм и методов ра­боты по организации досуга, развития народного творчества и улучшения культурного обслуживания населения; расши­рения сферы своей деятельности на производственные уча­стки и обслуживание жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных клубных учреждений; улучшения руководства клубными учреждениями, входящими с СЦКС, более рационального использования материально-технических возможностей, подбора и расстановки кадров клубных работников, привлечения к работе сельской интел­лигенции, общественных организаций, молодежи.

Возглавляется государственная сельская централизован­ная клубная система директором Центрального дома куль­туры (ПДК) и работает под руководством отдела культуры, а профсоюзная СЦКС возглавляется Правлением и дирек­тором ПДК и работает под руководством профсоюзного ко­митета, которому она подчинена, и вышестоящего профсо­юзного комитета.

Директор ПДК государственной СЦКС назначается при­казом отдела культуры и утверждается решением сельской (поселковой) Администрации; директор ПДК профсоюзной СЦКС утверждается решением соответствующего профсо­юзного комитета.

Директора (заведующие) домов культуры (клубов) - фи­лиалов назначаются и утверждаются в том же порядке, что и директора ПДК.

Должностные обязанности директора ПДК:

- осуществление организационного, творческого и ме­тодического руководства клубными учреждениями, входящими в состав СЦКС, и красными уголками ферм, бригад, других подразделений;

- организация методической работы и обеспечение СЦКС необходимым реквизитом, сценическими кос­тюмами, музыкальными инструментами, техническими средствами, культурно-спортивным инвентарем;

- проведение работы по повышению уровня и деловой квалификации всех работников СЦКС;

- установление связей с различными организациями, обществами, учреждениями для привлечения их к уча­стию в работе всех клубных учреждений, входящих в СЦКС;

- рациональное использование денежных средств и материальных ресурсов, в пределах утвержденных смет и привлечение дополнительных средств из других ис­точников для укрепления материальной базы СЦКС;

- разработка всех видов планов СЦКС (перспектив­ных, текущих) и осуществление контроля за качествен­ным и своевременным проведением запланированных программ клубными учреждениями;

- обеспечение своевременного представления уста­новленных отчетов ПДК и домами культуры (клубами)

- филиалами, а также общего отчета о работе всей СЦКС;

- представление интересов СЦКС в различных органи­зациях и учреждениях.

Должностные обязанности директоров Домов культуры (клубов) - филиалов СЦКС:

- организация подготовки и проведения мероприятий, предусмотренных комплексным планом работы СЦКС для данного филиала, и учет выполненной работы;

- своевременная отчетность о деятельности филиала перед директором ПДК, сельской (поселковой) адми­нистрацией в государственной СЦКС, перед директо­ром ПДК и профсоюзным комитетом в профсоюзной СЦКС по утвержденным формам (7-нк и №5) и перед населением;

- ответственность за сохранность имущества, за сани­тарное и техническое состояние клубных помещений и соблюдение правил пожарной безопасности;

- разработка и выполнение планов для своего филиала и участие в разработке комплексных планов работы СЦКС;

- участие в финансовой деятельности СЦКС. Директор Дома культуры (клуба - филиала) подчиня­ется директору ПДК.

Индивидуальные должностные обязанности штатных и внештатных работников СЦКС разрабатываются директо-

ром Центрального дома культуры и согласовываются с сельской (поселковой) администрацией, отделом культуры, профсоюзным комитетом.

Штаты технических служащих, рабочих устанавливают­ся в соответствии с нормативами убираемой площади клуб­ного учреждения, вида отопления и объема работы по об­служиванию отопительных систем, выполнению другой ра­боты (уборщицы, истопники, кочегары, дворники).

В целях привлечения общественности к участию в орга­низации культурно-досуговой и организационно-хозяйственной работы при Домах культуры (клубах) - фи­лиалах государственных СЦКС создаются общественные Советы, а при Домах культуры (клубах) - филиалах проф­союзных СЦКС избираются Правления.

Задачи и содержание работы Советов (правлений) ПДК состоят в том, что они должны охватывать все стороны дея­тельности ПДК и сельской централизованной клубной сис­темы в целом.

В состав Советов (правлений) ПДК, кроме представите­лей общественности, интеллигенции, активистов, руководи­телей администрации, профсоюзных комитетов, входят и руководители Домов культуры (клубов) - филиалов, с це­лью их активного участия в деятельности СЦКС и пред­ставления интересов своего филиала.

Руководство деятельностью культурно-спортивного комплекса осуществляется Советом, в состав которого вхо­дят руководители и специалисты учреждений и организа­ций, представители предприятий и учреждений, располо­женных в зоне деятельности комплекса.

Между остальными членами Совета обязанности рас­пределяются по руководству и организации работы различ­ными секциями. Могут создаваться секции: организацион­но-методическая; культурно-массовых мероприятий; спор­тивной и физкультурно-оздоровительной работы; объеди­нений и клубов по интересам; художественного и техниче-

ского творчества; работы с детьми и подростками; работы с различными категориями трудящихся и населения и др.

Совет разрабатывает и утверждает планы работы КСК и контролирует их выполнение; вносит предложения в соот­ветствующие организации по вопросам дальнейшего разви­тия сети учреждений культуры и спорта, укрепления их ма­териальной базы; организует изучение культурных запросов населения, трудовых коллективов; привлекает обществен­ный актив к подготовке и проведению массовых мероприя­тий и руководству художественными коллективами, спор­тивными клубами, секциями, объединениями по интересам; определяет финансовые потребности КСК для осуществле­ния намеченных планами мероприятий; вносит предложе­ния о поощрении отличившихся работников и активистов; устанавливает связи с учреждениями искусства, здраво­охранения, торговли, бытового обслуживания для участия в работе КСК.

Средства на проведение крупномасштабных культурно-досуговых программ в КСК выделяются из культфондов предприятий колхозов, совхозов, учреждений, спонсоров, благотворительных фондов.

Перечисляются средства на текущий счет КСК и расхо­дуются в соответствии со сметой.

Автоклубы, автобиблиотеки, кинопередвижки создаются органами культуры, кинофикации, профсоюзов, правления­ми колхозов на базе специального автомобиля для культур­ного обслуживания тружеников села непосредственно на производственных участках и жителей мелких населенных пунктов, не входя в зону обслуживания стационарными уч­реждениями культуры.

Если в районе имеется несколько автоклубов, автобиб­лиотек и кинопередвижек, то за ними закрепляются опреде­ленные зоны обслуживания.

Независимо от ведомственной принадлежности авто­клубов, автобиблиотек, кинопередвижек, методическое ру-

ководство их работой осуществляет районный Дом культу­ры.

Работа передвижных учреждений культуры строится с учетом особенностей и запросов обслуживаемого населения и направлена на укрепление связей с производственными коллективами и культурное обслуживание населения закре­пленной за ними зоны.

Формы деятельности передвижных учреждений культу­ры также многообразны, как и стационарных клубных уч­реждений, библиотек, киноустановок: лекции, кинолекто­рии, тематические кинопоказы, вечера вопросов и ответов, устные журналы, концерты, спектакли, световые и радиога­зеты, книжные выставки и т.д.

Киномеханики автоклубов участвуют в подборе кино­фильмов для кинолекториев, массовых мероприятий и отве­чают за качество кинопоказа.

Однако в организации деятельности передвижных учре­ждений культуры имеются особенности. Они состоят в том, что передвижные учреждения культуры, не имея постоян­ных коллективов самодеятельности, привлекают к органи­зации концертов, спектаклей, театрализованных представ­лений коллективы районных, городских, клубных учрежде­ний на выгодных материальных условиях. Различные ве­домства, добровольные общественные организации, адми­нистративные органы (милиция, прокуратура, военкоматы), медицинские учреждения, учреждения торговли и бытового обслуживания содействуют передвижным учреждениям культуры в проведении разнообразных культурно-досу-говых программ.

Автоклубы, автобиблиотеки, кинопередвижки создают свой актив на производственных участках, в населенных пунктах, обслуживаемых ими, для организации работы по подготовке и проведению мероприятий.

Заведующий клубом, автобиблиотекой организует рабо­ту своего учреждения на основе утвержденных годовых,

квартальных и календарных планов. Форма планов преду­сматривает: наименование мероприятий, их тема, в каких населенных пунктах (производственных участках) прово­дятся, сроки проведения, с какими учреждениями и органи­зациями осуществляются подготовка и проведение, состав аудитории.

Кинопередвижки разрабатывают репертуарные планы совместно с организациями проката кинофильмов, дирекци­ей киносети и обеспечивают их выполнение. С учетом на­меченных планами мероприятий передвижные учреждения культуры составляют графики - маршруты, определяющие порядок обслуживания населенных пунктов, производст­венных участков.

Заведующие передвижными учреждениями культуры ведут учет проведенной работы в специальном «Журнале учета работы автоклуба» (автобиблиотеки), представляют отчеты по утвержденным формам в отделы культуры и ве­домственные организации, в подчинении которых они на­ходятся, несут ответственность за сохранность и правиль­ное использование закрепленного за ними оборудования, культинвентаря, технических средств.

Во время выездов и проведения культурно-досуговых программ обязаны соблюдать правила технической экс­плуатации автомобилей, правила пожарной безопасности и использовать автомобиль и имущество строго по назначе­нию.

Автоклубы, автобиблиотеки, кинопередвижки могут входить в состав культпоездов для разностороннего куль­турно-бытового обслуживания тружеников на производст­венных участках и жителей мелких населенных пунктов. Кроме передвижных учреждений культуры в состав культ-поездов входят автомагазины, машины организаций быто­вого обслуживания (химчистка, ателье) и книготорговли.

Государственные автоклубы, автобиблиотеки финанси­руются отделами культуры из средств местного бюджета,

профсоюзные, колхозные передвижные учреждения культу­ры содержатся за счет средств профсоюзных комитетов, правлений колхозов, кинопередвижники финансируются органами кинофикации. Штаты передвижных учреждений культуры утверждаются в соответствии со штатным распи­санием. Так, в штаты автоклуба могут входить:

- заведующий автоклубом, обеспечивающий всю деятельность;

- киномеханик-радист, отвечающий за качество кино­показа, работу с кинозрителями, выпуск световых и ра­диогазет, качественную запись на магнитной пленке и ремонт закрепленной за ним аппаратуры;

- шофер-моторист (шофер), отвечает за состояние ав­томашины, прохождение автоклуба точно по заданно­му графику-маршруту, за соблюдение правил пожар­ной безопасности.

Планирование работы учреждений культуры

Если в сфере материального производства под планами понимали документы, имеющие силу закона, в которых оп­ределены виды плановых заданий, объем и порядок их осу­ществления по конкретным отраслям, объединениям, пред­приятиям, колхозам, совхозам, то планы работы учрежде­ний культуры отличаются своим содержанием, показателя­ми и конечными целями.

План работы учреждения культуры - это методический документ, в котором изложены стратегические и тактиче­ские задачи. Поэтому без плана клубное учреждение не мо­жет работать эффективно.

Планами работы учреждений культуры можем назвать документы, в которых с учетом объективных условий (на­личие квалифицированных кадров, актива, материальных возможностей) и всех возможных резервов (привлечение

материальных средств колхозов, совхозов, профсоюзов, привлечение к своей деятельности других организаций и учреждений) намечаются содержание, объем, сроки и поря­док проведения в течение определенного периода различ­ных программ, направленных на развитие народного твор­чества, организацию культурного досуга населения.

В планы включаются также мероприятия по организа­ционному и материальному обеспечению работы учрежде­ний культуры, т.е. финансовая, хозяйственная, учебно-отчетная и другие виды деятельности.

Для того, чтобы разрабатываемые в учреждениях куль­туры планы соответствовали требованиям сегодняшнего дня, необходимо соблюдать следующие условия: активно участвовать в решении социально-культурных задач своего района, колхоза, совхоза, предприятия, используя для этого средства, формы, методы; оперативно реагировать на собы­тия жизни и отражать их в своих планах, в конкретных формах работы;

- включать в планы работы программы, посвященные предстоящим праздникам, памятным датам, очередным политическим кампаниям;

- использовать все многообразие содержания, средств, форм и методов работы, передовой опыт учреждений культуры своего района, области, знакомясь с ним по специальной литературе или изучая опыт других спе­циалистов;

- учитывать интересы, запросы, предложения населе­ния, дифференцированно подходить к его обслужива­нию в соответствии с возрастными, профессиональны­ми и другими местными особенностями;

- привлекать широкий актив, и особенно молодежь, к разработке и реализации планов;

- учитывать реальные возможности своего учреждения культуры, изыскивать резервы улучшения работы, при­влекать организации различных учреждений;

- знать порядок и сроки составления планов, особен­ности и структуру каждого вида плана. При разработке планов работы учреждений культуры необходимо использовать различные материалы и сведения, которые принято называть источниками планирования.

Все источники планирования в зависимости от их на­значения и содержания подразделяются на следующие кате­гории (виды):

1. Ведомственная информация вышестоящих государ­ственных органов культуры.

2. Производственная информация о трудовых коллек­тивах, обслуживаемых учреждениями культуры.

3. Информации о населении, проживающем в зоне дей­ствия учреждения культуры.

4. Аналитическая информация о состоянии работы уч­реждения культуры.

5. Справочная информация - материалы, помещенные в различных по содержанию календарях, справочниках и других источниках справочно-информационного ха­рактера.

6. Информация, полученная в результате анкетирова­ния и опросов посетителей, а также анализ материалов научных конференций, отчетов учреждений культуры перед населением.

В практике работы учреждений культуры насчитывает­ся до 20 различных видов планов. Это комплексный перспективный годовой план, план политических кам­паний, квартальный, месячный, оперативный (на дека­ду, неделю), рабочий (на одно масштабное мероприя­тие). Затем идут планы работы Совета (Правления) клуба (парка культур и отдыха), работы художествен­ного совета, деятельности любительского объединения, клуба по интересам, коллектива художественной само­деятельности, народного университета и так далее.

Виды планов работы учреждений культуры, порядок их разработки, рассмотрения и утверждения.

Существуют два основных метода планирования в зави­симости от сроков действия планов: перспективное и теку­щее планирование.

Под перспективным планированием понимается разра­ботка планов на продолжительный период (от года и более), определяющих основные направления деятельности учреж­дений культуры.

Текущее планирование имеет своей целью разработку планов на более короткий период, в течение которого мож­но наметить конкретные мероприятия и организовать их проведение. Следовательно, текущим планом можно счи­тать квартальные, месячные, оперативные (на декаду, неде­лю), рабочие (на одну программу). В перспективных планах такая конкретность для многих программ нужна прежде всего потому, что работа, в которой участвуют учреждения культуры, должна быть гибкой, оперативной, конкретной, отражающей интересы людей.

К перспективным планам относится годовой план рабо­ты учреждения культуры.

Текущие планы: квартальный план работы учреждения культуры; месячный (календарный) план работы; планы ра­боты учреждения культуры на период политических кампа­ний.

Сроки действия планов на период кампаний различные: политические кампании, посвященные памятным датам, праздникам, важным событиям, могут продолжаться от не­скольких месяцев до года и более, но планы на период по­литических кампаний относятся к текущим планам, потому что предусматриваемые в них программы имеют конкрет­ные темы, определенные сроки и место их проведения, ис­полнителей.

В учреждениях культуры могут быть и, как правило, существуют другие виды планов: планы работы Совета

Аудитория «о  
Ответственность за подготовку и проведение -  
Сроки проведения колич. мероприятий ч  
месяц  
квартал  
Наименование разделов (основных направлений) и формы работы программ «N  
№№ п/п по разделам -  

приятия (должность), какие организации и учреждения уча­ствуют в его реализации.

Графа «Аудитория» служит для ориентира - на какую аудиторию рассчитано мероприятие (люди определенного возраста, профессии, участники семейного подряда фермер­ства и так далее).

Наименование каждого раздела определяет его содержа­ние.

Иногда в план включаются разделы «Изучение запросов населения» и «Внедрение передового опыта». Значение этих разделов очень велико, ибо без изучения передового опыта работать на современном уровне невозможно.

Пятилетние планы работы учреждений культуры отли­чаются от планов, о которых говорилось выше. Клуб, ДК, самостоятельно организующий культурное обслуживание населения на предстоящий год, планирует мероприятия по улучшению работы существующих коллективов и создание новых коллективов самодеятельности, народных универси­тетов, использование массовых форм работы, создание клу­бов и объединений по интересам, лекториев и кинолектори­ев, укрепление материально-технической базы (в широком понимании этого вида деятельности) и другие виды работы.

Планы работы ДК, СЦКС на очередной год также отно­сятся к перспективным планам. В них определяются основ­ные направления деятельности учреждения культуры и СЦКС, объем работы, создание новых коллективов и объе­динений по интересам, ремонт помещений, строительство спортивных и танцевальных площадок, различные хозяйст­венно-организационные мероприятия.

Нужно также учитывать и то, что учреждения культуры отличаются друг от друга масштабами работы, которые, в свою очередь, определяются материальными возможностя­ми, количеством работающих специалистов, составом акти­ва и, наконец, категорийностью, которая присваивается за достижение определенных показателей.

Указанные особенности определяют форму, структуру и показатели годового плана работы клуба, СЦКС.

В практике годового планирования получили распро­странение две основные формы годового плана.

Форма № 1

№№ Наименование Общее В том числе по кварталам
п/п разделов и меро- кол-во I II III IV
по приятии про-        
раз-   грамм в        
де-   год        
лам            
/ 2 3 4   6  
  Информационно-          
  просветительская       3  
  деятельность          
  Художественно-          
  публицистиче-          
             
  ская деятель-          
  ность          
  Культурно-          
  развлекательная          
  деятельность          

Данная форма используется при разработке планов в крупных учреждениях культуры или СЦКС.

Рассматриваемая форма не только позволяет определять основные направления, важнейшие мероприятия и объем работы, но и исключает механический перенос мероприятий из годового плана в квартальный и месячный, создает усло­вия для учета изменений, произошедших и происходящих в

вестка заседаний берется из плана работы Совета ДК), со­вещаний актива, сроки разработки различных видов планов работы клуба, СЦКС, проведение отчетов перед населением и составление годового статистического отчета, отчетов текстовых и информационных.

Во втором подразделе нужно предусмотреть составле­ние бюджетной сметы и приходно-расходной сметы по спецсредствам на предстоящий год, сроки проведения ре­монта помещений, организацию благоустройства приклуб-ной территории, строительство спортивных игровых пло­щадок, приобретение и ремонт инвентаря, оборудования, изготовление стендов и другие работы.

Подраздел «Организация кинообслуживания» включен в план по следующим соображениям. В учреждениях куль­туры в последние годы увеличилось число выступлений профессиональных коллективов с концертами и спектакля­ми. Многие учреждения совместно с руководителями кол­хозов, совхозов, предприятий заключают договоры с кино­прокатом, филармонией, театрами на массово-зрелищное обслуживание. К концертам и спектаклям готовят помеще­ния, выставки, оборудование. Эта работа занимает немало времени у специалистов, поэтому ее нужно планировать.

Дома культуры, клубы государственной системы не только сдают помещения в аренду для демонстрации кино­фильмов, но и принимают самое активное участие в органи­зации кинообслуживания. Это выражается в совместной ра­боте над репертуарными планами на очередной месяц, со­ставлении плана заявок на кинофильмы, используемые в массовых программах, кинолекториях, программ. кинофес­тивалей, проведении конференций кинозрителей.

Последний подраздел - «Методическая работа» -включается в планы районных и городских домов культуры, центральных сельских домов культуры централизованных клубных систем и тех домов культуры, в зоне которых имеются сельские клубы и красные уголки. Формы методи-

ческой работы разнообразны: индивидуальные и групповые консультации по вопросам методики клубных мероприятий, помощь в разработке сценариев, постановке концертов, спектаклей, проведении репетиций клубных коллективов, рекомендации по составлению репертуара, участие в разра­ботке планов, оформление методических уголков в помощь работникам учреждений культуры, консультации по ис­пользованию технических средств культурно-досуговой деятельности, создание методических кабинетов (для РДК, ГДК), организация показательных мероприятий и другая работа.

Квартальный план работы клуба, СЦКС. Теория и практика планирования подтверждает, что квартальные планы являются основными планами работы. Они позволя­ют учитывать изменения, произошедшие в политической обстановке, новые проблемы, возникающие в жизни, реаль­ные возможности и резервы учреждений культуры, опера­тивно отражать все это в плане на предстоящий квартал.

Для сельских учреждений культуры распределение ра­боты по кварталам удобно еще и потому, что каждый из че­тырех кварталов года соответствует определенным видам сельскохозяйственных работ.

Квартальные планы составляются на основе годового плана. Из каждого раздела годового плана выбираются за­планированные на данный квартал мероприятия и с необхо­димыми изменениями включаются в квартальный план.

Структура квартального плана идентична структуре годового плана — в нем используются те же разделы. Отли­чие состоит лишь в том, что в квартальном плане устанав­ливаются конкретные сроки и место проведения мероприя­тий, уточняются их тематика и название, закрепляются от­ветственные за подготовку и проведение, согласовывается участие в них других учреждений и организаций, что далеко не всегда возможно сделать в годовом плане.

Графа 3 указывает место проведения (клуб-филиал, ме­ханические мастерские, формы, ток, зрительный зал, комна­та отдыха и т.д.).

В графе 4 записывается, для кого и с кем проводится ра­бота (животноводы, механизаторы, полеводы, школьники и другие категории населения).

Графа 5 предназначена для указания фамилии, должно­сти клубного работника, члена Совета учреждения, активи­ста и организаций, учреждений, привлекающихся к подго­товке и проведению программы. В графе 6 делаются помет­ки в случае изменения темы, названия программы, его пе­реноса на другой день, изменения места проведения или от­ветственных за его проведение.

Месячный календарный план - это рабочий документ для руководителя и работников учреждения культуры.

На основе месячного плана оформляется план культур-но-досуговых программ на очередной месяц и вывешивает­ся на видном месте в фойе или вестибюле - для посетите­лей. В плане на очередной месяц указываются лишь те про­граммы, которые предназначены для различных групп насе­ления.

В месячный календарный план можно включить и де­монстрацию художественных фильмов для взрослых и де­тей. Это делается для удобства пользования рабочим пла­ном учреждения культуры.

В планах работы учитывается периоды государственных праздников в жизни наших республик, областей (краев), районов (городов), предприятий, акционерных обществ, фирм Российской Федерации, бывают периоды, связанные с подготовкой и проведением важных событий, с решением политических задач: юбилеи, памятные даты, выборы в ор­ганы государственной власти.

Включаются в планы работы и религиозные праздники.

Основные задачи учреждений в период политических кампаний состоят в том, чтобы содействовать успешному

проведению данной кампании, повышать ее политический уровень, используя средства, формы и методы культурно-досуговой деятельности. Например, на период избиратель­ной кампании в органы государственной власти учреждения культуры включают в план такие программы, как отчеты депутатов Государственной Думы и регионального собра­ния предыдущего созыва, встречи с кандидатами в депута­ты, создают клубы молодых избирателей, организуют лек­тории и кинолектории, посвященные правам и обязанно­стям граждан Российской Федерации, проводят вечера во­просов и ответов, знакомят с биографиями кандидатов в де­путаты, с новой избирательной системой, организуют куль­турный отдых населения, оформляют выставки, стенды, плакаты и так далее.

Наиболее удобной формой составления планов на пе­риоды политических кампаний является форма месячного плана. Учитывая, что мероприятия проводятся не ежеднев­но, расставлять их нужно в порядке чисел календаря.

Кроме рассмотренных выше планов работы, руководи­тели учреждений культуры составляют рабочие планы на неделю. Разработка подобных планов обязательна. Они со­ставляются для наиболее четкого руководства работой, для контроля за ходом выполнения запланированных в месяч­ном плане мероприятий, для лучшего использования и рас­пределения сил и возможностей работников и актива. В ра­бочих планах на очередную неделю подробно расписывает­ся по дням недели необходимая для выполнения работа, кто ее организует, и отметка о том, что работа, программа про­ведены.

Иногда руководители крупных учреждений культуры составляют планы работы на очередные дни.

О содержании рабочего плана на предстоящую неделю руководители учреждений культуры информируют работ­ников и актив на оперативных совещаниях, которые нужно проводить в первый рабочий день предстоящей недели.

При разработке плана нужно помнить, что план работы культурно-спортивного комплекса представляет не механи­ческое соединение планов всех культурно-просветительных и спортивных учреждений, а скоординированные действия всех учреждений, входящих в комплекс, направленные на улучшение культурно-спортивного обслуживания населе­ния. Разрабатывается план комплекса при участии руково­дителей всех учреждений культуры населенного пункта. Но главную роль в составлении плана играет дом культуры или ЦСДК (при существовании централизованной клубной сис­темы), т.к. массовые формы культурно-досуговых программ проходят при участии всех учреждений культуры, а клуб (ЦСДК) активно участвует во всех других культурно-массовых и спортивных программах.

В практике планирования работы в учреждениях куль­туры есть и другие виды планов. Это репертуарные планы кружков и коллективов художественной самодеятельности.

Примерный план работы кружка (коллектива) художественной самодеятельности

Утверждено на заседании художественного

совета

Название коллектива

Жанр

Профсоюз

Административный район

Почтовый адрес Телефон_______

Год создания коллектива Дни и часы занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: