Полномочия местного самоуправления в социально – культурной области

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Вопросы деятельности МО в сфере образования (находятся в компетенции муниципальных районов и городских округов):

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (исключение – полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (полномочия органов государственной власти субъектов РФ));

2) организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования, организация отдыха детей в каникулярное время.

Органы МСУ муниципальных районов и городских округов, обеспечивая решение вопросов в сфере образования, реализуют полномочия:

1) связанные с осуществлением планирования муниципальной сферы образования, организацией отдыха детей в каникулярное время, а также с финансированием осуществляемых муниципальных программ и мероприятий в сфере образования (в пределах своих полномочий)(органами МСУ могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов; педагогическим работникам выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, устанавливаемом органом МСУ);

2) формирование муниципальных органов управления в сфере образования (создаются и действуют по решению соответствующих органов МСУ; их деятельность направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов; им подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения);

3) создание муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания их зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий (порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципального образовательного учреждения определяется органом МСУ; устав такого учреждения утверждается органом МСУ; МО обеспечивают светский характер образования в этих учреждениях, свободу в образовании, автономность образовательных учреждений);

Управление муниципальным образовательным учреждением осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления (формы самоуправления – совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет; непосредственное управление осуществляет прошедший аттестацию руководитель, который может быть избран коллективом образовательного учреждения с утверждением кандидатуры учредителем, назначен учредителем, нанят учредителем).

За муниципальным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование) и другое необходимое имущество, принадлежащее учредителя на праве собственности; муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, установленных законодательством и НПА МСУ).

4) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;

5) опека и попечительство.

Полномочия МСУ в области культуры (направлены на сохранение, создание и распространение культурных ценностей на территории МО, обеспечение конституционного права граждан РФ на культурную деятельность, создание условий для свободной культурной деятельности объединений граждан, этнических общностей).

Органы МСУ в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан обязаны:

1) поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслом;

2) создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций;

3) способствовать развитию благотворительности, меценатства в области культуры;

4) осуществлять протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

5) публиковать для сведения населения ежегодные данные о социо-культурной ситуации.

К ведению органов МСУ в области культуры относятся вопросы:

1) поселения и городские округа (организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия; формирование архивного фонда);

2) муниципальные районы (организация библиотечного обслуживания (библиотечные коллекторы); формирование и содержания муниципального архива, включая хранение архивных данных поселений).

Органы МСУ формируют местные бюджеты и фонды развития культуры, принимают местные нормативы финансирования культуры.

В собственности МО могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы, иные объекты культуры; органы МСУ вправе быть учредителями организаций культуры.

Культурное наследие народов РФ не подлежит приватизации (приватизация других объектов культуры допускается в порядке, установленном законодательством, при условии сохранения культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг).

Органы МСУ осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных организаций культуры на подведомственной территории (порядок и условия определяются их уставами).

МО вправе создавать и ликвидировать местные органы управления в области культуры, определять их структуру и полномочия, назначать их руководителей, а также руководителей муниципальных организаций культуры.

Органы МСУ осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль за условиями аренды объектов собственности организациями культуры.

Органы МСУ обязаны содействовать сохранности и использованию памятников истории и культуры.

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов (органы МСУ участвуют в решении этой задачи государственной политики в соответствии с законодательством).

При органах МСУ соответствующих МО могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий (форма национально-культурного самоопределения – общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры) (может быть местной, региональной, федеральной; учреждается на общем собрании (сходе) граждан).

Национально-культурная автономия имеет право (получать поддержку со стороны органов МСУ для сохранения национальной самобытности, развития языка и культуры; разрабатывать и представлять в органы МСУ предложения о сохранении и развитии национальной культуры; вносить предложения о создании классов, учебных групп, муниципальных образовательных учреждений с углубленным изучением родного языка).

К ведению МО в области охраны общественного порядка относятся вопросы организации охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальной милицией.

Охрана общественного порядка – обеспечение общественной безопасности на улицах, транспорте и в иных общественных местах.

Основные задачи милиции общественной безопасности (обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к ее компетенции) (является частью милиции РФ и входит в структуру МВД РФ).

Органы МСУ с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с нарушениями общественного порядка вправе выделять дополнительные финансовые средства для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности существующих подразделений МОБ, для укрепления ее материально-технической базы (в том числе за счет привлечения ресурсов организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан).

Начальники милиции общественной безопасности МО назначаются на должность и освобождаются от нее министрами ВД, начальниками управлений ВД субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами МСУ.

В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка на территории МО участвуют:

1) Административная комиссия (образуется для рассмотрения дел о совершении административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ; постоянно действующий коллегиальный орган); законами субъектов РФ определяется участие органов МСУ в формировании и деятельности этих комиссий).

2) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:

• обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности;

• организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних;

• подготовку материалов в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

• рассмотрение представлений органа образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения;

• оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;

• применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ и субъектов РФ.

2) Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут образовываться на уровне субъекта РФ и на уровне МО (полномочия по образованию муниципальных комиссий могут быть переданы органам МСУ).

Муниципальные комиссии:

1) организуют работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

2) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их представителей, связанные с нарушением или ограничением их прав и законных интересов;

3) обращаются в суд за их защитой;

4) вносят предложения в органы опеки и попечительства о поддержке несовершеннолетних;

5) принимают меры по защите несовершеннолетних от физического и психического насилия, всех форм дискриминации, эксплуатации, их вовлечения в совершение антиобщественных действий.

Органы МСУ для обеспечения охраны общественного порядка могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя различные организационно-правовые формы.

Участие граждан в охране общественного порядка может быть:

1) индивидуальным (пропаганда правовых знания; содействие правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений; содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);

2) коллективным (членство или участие в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам; участие в работе народной дружины МО).

Народная дружина МО – одно или несколько формирований жителей МО, созданных в целях оказания содействия органам МСУ и правоохранительным органам в охране общественного порядка (не является общественным объединением; создается и действует в соответствии с уставом МО, другими НПА органов МСУ).

Положение о народной дружине принимает представительный орган МСУ (определяется: порядок создания, структура, порядок назначения руководителей формирований, порядок приема граждан и отчисления, права и обязанности руководителей формирований, порядок взаимодействия с правоохранительными органами, порядок планирования деятельности и предоставления отчетов о деятельности, образцы удостоверений, отличительных знаков, форменной одежды, порядок расформирования и ликвидации).

Народные дружины оказывают содействие правоохранительным органам (в обеспечении личной безопасности граждан; охране общественного порядка; обеспечении сохранности собственности физических и юридических лиц; мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений; обеспечении безопасности дорожного движения; профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений; предупреждении детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Органы МСУ содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на территории МО (координацию деятельности правоохранительных органов осуществляют соответствующие прокуроры).

Граждане вправе обращаться в органы МСУ по вопросам реализации и защиты конституционных прав и свобод (органы и должностные лица МСУ обязаны рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граждан и давать ответ по существу таких обращений в течение месяца).

Органы МСУ МО, не имеющих органов ВД, ведут регистрацию граждан.

В ведении органов МСУ также находятся организационно-правовые и иные вопросы, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Органы МСУ принимают меры по обеспечению безопасности дорожного движения (обустройство дорог, находящихся в их ведении; введение временного ограничения ли прекращения движения в целях обеспечения безопасности движения; осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности).

К полномочиям органов МСУ в области пожарной безопасности относятся:

• организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

• участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

• выделение в местных бюджетах расходов на пожарную безопасность;

• создание, реорганизация, ликвидация пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета (муниципальной пожарной охраны);

• содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Органы МСУ могут входить в состав учредителей Фонда пожарной безопасности (не имеющая членства некоммерческая организация, создаваемая в целях реализации мер пожарной безопасности).

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории государства от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (организуется по территориально-производственному принципу) (руководство ГО на территории МО осуществляют руководители местных администраций).

Основные задачи органов МСУ в области ГО:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, оповещение населения об этих опасностях;

2) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

3) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

4) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

5) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действия или вследствие этих действий;

6) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от этих действий (в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья).

Органы МСУ самостоятельно в пределах границ МО:

1) проводят мероприятия по ГО, разрабатывают и реализовывают планы ГО и защиты населения;

2) проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей;

3) поддерживают в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения об опасностях, защитные сооружения и другие объекты ГО;

4) проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей;

5) проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

6) создают и содержат в целях ГО запасы продовольствия, медицинских средств, индивидуальной защиты.

Органы МСУ совместно с военными комиссариатами организуют воинский учет и призыв граждан на военную службу (в МО, где нет военных комиссариатов, первичный учет граждан осуществляют органы МСУ).

Призыв на военную службу организует глава органа МСУ совместно с военным комиссаром МО (призыв осуществляет призывная комиссия, создаваемая решением главы органа МСУ).

К ведению МО относятся вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения:

1) организация и осуществление мероприятий по защите населения МО от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО;

3) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб на территории МО (кроме муниципального района);

4) осуществление МО мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни, здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: