Прежде всего нужно отметить, что в настоящее время строительство учреждений культуры ведется только по проектам. Безпроектное строительство не допускается. В практике строительства учреждения культуры используются типовые и индивидуальные проекты. Типовые проекты зданий разрабатываются ведущими проектно-конструкторскими организациями страны по заказу Министерства культуры РФ. Типовые проекты клубов, Домов культуры создаются для населенных пунктов с различным количеством проживающего населения (вместимость зрительного зала от 200 до 800 мест) с учетом климатических зон, национальных, архитектурных особенностей и издаются в виде каталога (альбома). В этом каталоге желающие могут выбрать подходящий проект, найти сведения о внешнем виде, площади и расположении помещений. Индивидуальные проекты зданий учреждения культуры выполняются проектно-конструкторскими организациями по заказу колхоза, совхоза, предприятия. В индивидуальном проекте учитываются пожелания заказчика о вместимости зрительного зала, количестве и назначении помещений кружковой и хозяйственно-обслуживающей категорий, а также другие пожелания. Но строительство зданий учреждений культуры по типовым проектам более выгодно, т.к. сокращается время на заказ и выполнение проектной документации, удешевляется его стоимость, ускоряется подготовка к строительству. В типовых проектах учитывается опыт строительства, а это дает возможность избавиться от излишних материальных затрат, использовать строительные материалы и технические возможности местных строительных организаций.
Что же нужно знать специалисту учреждения культуры о строительстве клуба, Дома культуры, с чего начать и какие соблюсти условия, чтобы новое здание соответствовало научно обоснованной организации культурного обслужива-
ния населения? В период подготовки к строительству необходимо: выяснить численность населения, которое будет обслуживать новое учреждение культуры, объем выделяемых средств и получить решение финансирующей строительство организации, определить место застройки и участок приклубной территории и закрепить его решением местной администрации, подобрать и утвердить оптимальный вариант типового проекта, заказать проектную документацию (адреса проектных организаций указаны в каталоге типовых проектов).
После получения документации типового проекта осуществляется его привязка, т.е. местная проектная организация по представленной документации определяет расположение здания учреждения культуры (не ближе 30-40 м от проезжей части дороги), пути подключения к энергоснабжению, системе отопления, канализации, телефонной сети. Желательно, чтобы здание учреждения культуры находилось ближе к центру населенного пункта, что было бы удобно для большинства жителей. Затем строительство включается в народно-хозяйственный план, это узаконивает право получения лимита на строительные материалы, обеспечивающие плановый ход строительства.
Договор на строительство здания учреждения культуры заключается заказчиками, которыми могут быть: отдел капитального строительства городской или районной администрации, банки, инвесторы, предприятие со строительной организацией, именуемой подрядчиком. Договор определяет права и обязанности заказчика и подрядчика, сроки поэтапного хода строительства и сдачи объекта. Нужно иметь в виду, что подрядчик осуществляет строительство, снабжая его необходимыми стройматериалами, заказчик финансирует, контролирует ход стройки (сроки и качество) и поставляет специальное оборудование (мебель, различную аппаратуру и др.). Этот способ строительства называется подрядным. Но иногда встречается хозяйственный способ строи-
тельства, при котором заказчик заключает договор со строительной бригадой и обеспечивает ее всеми необходимыми материалами для выполнения строительных работ. Этот способ может использоваться в строительстве малых культурных объектов (летняя танцевальная и эстрадная площадка, игровые площадки, детские площадки, аттракционы и др.). Современные здания учреждений культуры по типовым проектам хозяйственным способом строить нельзя, т.к. заказчик не может обеспечить строительство всеми необходимыми материалами (кирпич, блоки, перекрытия и т.д.).
В период строительства заказчик выделяет представителей, осуществляющих контроль за соблюдением сроков и качества выполняемых работ. Особенное внимание уделяется контролю за скрытыми работами (теплоизоляцией и водоизоляцией), которые не видны после завершения стройки.
Построенное здание учреждения культуры принимает государственная комиссия, в которую входят представители заказчика, пожарной безопасности, санэпидстанции, представители подрядчика, осуществлявшего строительство, директор. Комиссия после тщательного осмотра всех помещений, проверки энергоснабжения, канализации составляет акт приемки учреждения культуры. Дата составления акта является датой начала эксплуатации введенного в строй здания учреждения культуры, хотя официальное открытие может происходить несколько позже в торжественной обстановке. После подписания акта сдачи здания учреждения культуры ответственность за правильность его эксплуатации несет директор учреждения культуры. Если в процессе эксплуатации обнаружатся дефекты, возникающие по вине строителей (подрядчика), необходимо составить рекламационный акт созданной специально для этого комиссией i представителей заказчика - работников учреждения культуры и представителей подрядчика. В акте должны быть з.-
фиксированы обнаруженные дефекты и причины их появления. Рекламационный акт является основанием для предъявления подрядчику требований по устранению дефектов. С целью ускорения строительства культурных объектов и сооружений на территории учреждения культуры выбираются добровольные помощники.