Демографический и трудовой потенциал

Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
Важнейшими показателями демографического потенциала являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к которым ежегодно добавляется количество родившихся и прибывших и вычитается число умерших и выбывших с данной территории.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении — это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение календарного года к среднегодовой численности лиц данного возраста.

Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания. В Республике Беларусь к городским поселениям относятся города и поселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население страны, проживающее на остальной территории, является сельским.

К трудовым ресурсам относятся: населениетрудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.

Статистика

Год Численность населения, тыс. чел. Средняя продолжительность жизни, лет Число родившихся Число умерших Количество мужчин Количество женщин Городскле население Сельское население
  10 002,5 69,0         6 967,4 3 035,1
  9 697 68,8     4 526 5 171 6 965,4 2 732,1
  9 465,2 70,5     4 398 5 067 7 175,0 2 290,2

Для координации политики в области народонаселения и демографической безопасности и выработки согласованных действий республиканских органов государственного управления создан Национальный комитет по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь, который является постоянно действующим органом. Для обеспечения стабилизации демографической ситуации предусмотрен комплекс мер социальной политики по повышению уровня жизни населения, развитию социальной сферы и охране окружающей среды, разработке и реализации национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь о демографической безопасности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает ежегодный расчет показателей демографических угроз в Республике Беларусь и разработку научно обоснованных величин показателей демографических угроз, определяющих их предельно допустимый уровень для сохранения демографической безопасности.

Государственное управление в области обеспечения демографической безопасности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности:

определяет государственную политику в данной области;

утверждает Национальную программу демографической безопасности и обеспечивает ее финансирование;

осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной области;

обеспечивает совершенствование законодательства в области народонаселения и демографической безопасности;

развивает межправительственное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

осуществляет мониторинг демографической безопасности в Республике Беларусь и определяет степень демографических угроз;

разрабатывает предложения об основных направлениях государственной политики в данной области;

обеспечивает координацию разработки и контроль за реализацией Национальной программы демографической безопасности;

осуществляет методическое руководство по разработке программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц;

организует информационное обеспечение Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, населения в данной области;

развивает международное сотрудничество в данной области;

осуществляет иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения демографической безопасности в пределах своей компетенции:

осуществляют мониторинг демографической безопасности в административно-территориальных единицах;

обеспечивают реализацию требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в данной области;

обеспечивают реализацию программ демографической безопасности для административно-территориальных единиц и контроль за их реализацией;

информируют население и общественные организации (объединения) о демографической безопасности в административно-территориальных единицах;

осуществляют иные полномочия в области обеспечения демографической безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Национальный комитет по народонаселению, являющийся постоянно действующим органом при Совете Министров Республики Беларусь по проблемам государственной политики в сфере народонаселения, осуществляет координацию политики в области демографической безопасности и выработку согласованных действий, направленных на обеспечение выполнения положений настоящего Закона.

Положение о Национальном комитете по народонаселению и его состав утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Министерство образования – в части мероприятий по социальной поддержке семьи и детства

Министерство здравоохранения – в части мероприятий по укреплению здоровья населения и увеличению ожидаемой продолжительности жизни

Министерство внутренних дел – в части мероприятий по регулированию внешней миграции

облисполкомы, Минский горисполком – в части мероприятий Национальной программы в пределах компетенции

Министерство труда и социальной защиты

К 2015 году планируется достигнуть следующих результатов:

- увеличение общего коэффициента рождаемости;

- увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 процентов от общего числа детей данной категории;

- стабилизация и снижение младенческой смертности;

- увеличение до 40 процентов удельного веса родов без осложнений;

- снижение тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста до 55 процентов;

- снижение смертности трудоспособного населения;

- снижение коэффициента общей смертности населения до 13,0-12,5 на 1.000 человек;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 72-73 лет;

- увеличение сальдо внешней миграции до 60 тысяч человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: