ПОНЯТИЕ «идея» раскрывает умственную форму познания явлений и процесов объективной деятельности, которая содержит осознание цели и пути ее практической реализации. Исходя из этого, можно определить сущность предпринимательской идеи.
Предпринимательские идеи - отражение в сознании предпринимателя существующих у потребителя потребностей, или предугадывание таких потребностей в будущем, или программирование возможных потребностей. А также представление о том, каким образом эти потребности можно удовлетворить. В практическом аспекте предпринимательские идеи имеют две особенности:
1. без наличия конкретной идеи невозможна предпринимательская деятельность;
2. ни один предприниматель не может обойти процесс накопления, отбора и анализа предпринимательских идей.
Конкретным проявлением предпринимательской идеи есть идея создания нового товара или услуги.
Процесс накопления, отбора и анализа идей у разных людей имеет свои персональные особенности. Однако существуют общие принципы и закономерности.
Предпринимательские идеи накапливаются в определенном направлении, связанном с предпринимательской деятельностью субъекта. Процесс накопления идей осуществляется за счет следующих источников:
Товарный рынок: от товарного рынка, от торговых агентов поступает информация о дефиците продукции, новых технологиях, которые могут стать источником предпринимательской деятельности.
Анализ структурного или географического разрыва в процессе общественного производства: анализ структурного разрыва показывает, какие виды продукции производятся, какие не производятся, или же в технологической цепочке производства данного продукта имеют место разрывы. Что же касается географических разрывов, то это возможность выявить, что производится в данном регионе, стране, за рубежом.
Достижения науки и техники: каждый предприниматель должен следить за всеми инновациями и общими тенденциями научно-технического прогресса, в том числе и не связанными с его непосредственной деятельностью.
Рождение предпринимательской идеи на основе анализа уже производимого продукта: это либо модификации продукта, либо перенос его из одной сферы в другую.
Предугадывание и/или просчет на основе знания закономерностей спроса, возникновения в будущем тех или иных потребностей.
Посещение семинаров, презентаций, встреч, симпозиумов и т.п.
Чтение деловой, экономической, специальной литературы и периодики.
После отбора необходимой идеи производится ее анализ на основе конкретных экономических показателей. Идея подвергается предпринимательской экспертизе, осуществляемой или экспертной службой фирмы, или же специально приглашаемыми независимыми экспертами. Обычно экспертиза состоит из следующих этапов:
а) выявление конъюнктуры рынка: сопоставляется спрос и предложение;
б) выяснение того, на что можно рассчитывать при реализации данного товара, работ или услуг;
в) проведение оценки предпринимательского риска и выбор методов управления риском.
Потенциально успешной может считаться бизнес-идея, которая основана на объективных возможностях экономической ситуации, на объективных возможностях отдельного рынка.
Большинство бизнес-идей можно немного модифицировать, чтобы значительно улучшить их перспективность.