ПЛАЗМОЛИЗ И ДЕПЛАЗМОЛИЗ В КЛЕТКАХ ЭПИДЕРМИСА ЛУКА
Цель работы: экспериментально воспроизвести явления плазмолиза и деплазмолиза, объяснить их.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, чешуя лука, 6%-ный раствор хлорида натрия, дистиллированная вода, фильтровальная бумага.
Ход работы:
1. Приготовьте микропрепарат чешуи лука: на предметное стекло капните каплю воды, в которую поместите кусочек чешуи лука, распрямите его и закройте покровным стеклом. Зарисуйте одну из клеток при малом и большом увеличении. Отметьте, плотно ли примыкает цитоплазма к клеточной стенке. Что можно сказать о степени обводненности клеток?
2. С одной стороны от покровного стекла капните рядом с ним 1-2 капли раствора хлорида натрия, а с другой стороны приложите кусочек фильтровальной бумаги, чтобы оттянуть из-под покровного стекла воду и заменить ее раствором соли. Одновременно наблюдайте за изменениями, которые происходят с клетками, оказавшимися в растворе соли.
3. Способом, описанным выше, замените под покровным стеклом раствор соли на дистиллированную воду. Внимательно наблюдайте за тем, что происходит с клетками, снова оказавшимися в воде.
|
|
4. Сделайте рисунки клеток во время плазмолиза и деплазмолиза, отметив разницу в концентрации воды в клеточном соке и во внешнем растворе и направление движения воды по отношению к клеткам.
Лабораторная работа
ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО КРИТЕРИЯ ВИДА НА ЖИВЫХ РАСТЕНИЯХ ИЛИ ГЕРБАРНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ
Цель работы: изучить морфологический критерий вида на гербарных экземплярах растений.
Оборудование: гербарные экземпляры растений 2 видов одного рода (чина, акация, клевер, горошек).
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарные экземпляры растений 2 видов одного рода и заполните таблицу
№ п/п | Признаки | Название видов | ||
Корневая система | ||||
Стебель: | а) вид (прямостоящий, цепляющийся и др.) | |||
б) вид на поперечном срезе | ||||
в) опушенность | ||||
г) ветвление | ||||
Листья | а) вид (простой, сложный) | |||
б) жилкование | ||||
в) опушенность черешка | ||||
г) листорасположение | ||||
д) край листовой пластинки | ||||
е) цвет | ||||
Цветок, соцветие | а) вид соцветия | |||
б) цвет цветка | ||||
в) формула цветка |
2. Сделайте общий вывод.
Лабораторная работа