Предпринимательские ресурсы мира

Предпринимательский ресурс становится все более важным экономическим ресурсом. Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) - это способность к эффективной организации взаимодействия остальных экономических ресурсов (труда, земли, капитала, знаний) для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура.

К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компании, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. В русском языке у термина «предприниматель» есть два значения: капиталист, владеющий предприятием, и предприимчивый человек, делец. Таким образом, предприниматель — это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы компаний не принимают реального участия в их управлении. Большинство менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических процессов, и поэтому они также не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное воздействие на предпринимательство.

Предпринимательская способность, предпринимательский ресурс является редким даром. В этой связи можно говорить о некой экономической константе – ограниченном количестве предпринимателей, т.е. людей, обладающих необходимыми для ведения бизнеса качествами от природы. Большинство исследователей полагают, что успешными предпринимателями могут быть 5% активной части населения. Исследователи Гарвардского медицинского центра разработали тест для выявления способностей человека в разнообразных сферах. Они обнаружили, что только 1% людей одарены исключительной творческой потенцией (выдающиеся достижения); 10% обладают высокой творческой потенцией; оставшиеся 60% обладают умеренной или некоторой творческой потенцией; менее 30% людей не проявляют вообще или в очень малой степени свои способности. В странах Западной Европы предпринимательство формировалось столетиями. Это был длительный исторический процесс, нарабатывающий ответственность предпринимателей за свою деятельность. В этой связи необходимо отметить, что в США доля владельцев частных компаний в общем числе занятых составляет около 12%, что в два раза превышает предпринимательскую константу общества[2]. Это двукратное превышение в сущности раскрывает основную причину богатства США. Предприимчивые люди всегда стремились в эту страну. Поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий — таковы принципы экономической политики, проводимой государственными организациями США. Российские предприниматели составляют менее 1% активной части населения.[3] Как мы видим, доля предпринимателей в российском обществе крайне мала.

Другая составная часть предпринимательского ресурса той или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты и нормы рыночной экономики, как биржи и банки, страховые и аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные экономические органы, хозяйственное законодательство.

Наконец, составная часть национального предпринимательского потенциала — это этика и культура, сам предпринимательский дух общества. Если предпринимательская этика (а не только национальное законодательство) не допускает обмана партнера, а культура предпринимательства имеет длительную торию и значительная часть общества стремится к нему, то подобная атмосфера способствует изобилию предпринимательской ресурса в стране.

В целом можно сделать вывод, что в той или иной стране предпринимательский ресурс обилен, если в ней немало опытных иобразованных предпринимателей, развита рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают, прежде всего, развитые страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются наследниками старой предпринимательской культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также некоторые из новых развитых и новых индустриальных стран с глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства Восточной и Юго-Восточной Азии). Мировой опыт, также показал, что предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в указанных странах, если сильная степень либерализации хозяйственной деятельности сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также государственной поддержкой мелкого и среднего предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.


[1] Становление социально-экономического развития России – инновационный путь. // Российский экономический журнал. – 2000. - №4. – С.31.

[2] Белолипецкий, В. Предпринимательская константа в воспроизводстве хозяйственных систем [Текст] / В. Белолипецкий // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. – 2006. - № 3. – С. 3-17 (с. 5).

[3] Голенкова, З. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни [Текст] / З. Голенкова, Е. Игитханян // Социс. – 2006. - № 5. – С. 29-37 (с. 32).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: