Продукт деятельности

Понятие продукта не получило развития в теории деятельности. Еще П.К.Анохин сетовал на то, что исследователями производилась "фиксация внимания на самом действии, а не на его результатах" [Анохин П. К., 1966, с. 31]. Анализируя деятельностную схему А. Н.Леонтьева, Л. И.Анцыферова также отметила недостаточную разработанность этого понятия. Она нашла этот факт парадоксальным, поскольку "именно продукт определяет вид или тип деятельности" и "обусловливает членение деятельности на действия и операции" [Анцыферова Л. И., 1969, с. 66].

В данной схеме "продукт" не всегда отделяется от "предмета" деятельности и от ее "цели" (см. выше). Очевидно, что философско-психологический план анализа оправдывает такой подход: принцип предметности деятельности как концептуальный инструмент покрывает потребности этого типа анализа.

Однако исследование структуры деятельности как таковой, а также решение многих задач в области педагогической психологии, психологии труда и др. требуют конкретизации и проработки понятия продукта. Прежде всего, в понятийной системе теории деятельности должно быть отражено разнообразие результатов деятельности. Вместе с тем соответствующие представления пока логически и содержательно неполны [Суходольский Г. В., 1981].

Рефлексия видов продуктов и их упорядочение нужны не только ради систематизации как таковой - среди многообразных видов продуктов есть такие, понятия о которых имеют несомненное эвристическое значение для психологического анализа, и прежде всего анализа учебной деятельности.

Итак, что же такое продукт деятельности?

В соответствии с определением предмета деятельности продукт деятельности есть результат трансформации первого, он обязан ему своим происхождением.

Как известно, вместо удавшегося, т.е. отвечающего цели деятельности, продукта при неудачном ее исходе может быть получен другой: предмет деятельности может превратиться в ненужную или даже вредную вещь (ситуацию). Это - неудавшийся продукт. Субъект может прийти к результату, который лишь частично удовлетворяет его, это - частично удавшийся продукт.

Не исключается и результат, который не был запланирован, но который вместе с тем отвечает какой-либо иной потребности субъекта; как и удавшийся продукт, он является полезным продуктом. Наконец, возможно, что удавшийся (неудавшийся, частично удавшийся) результат будет сопровождаться добавочным результатом (продуктом). Он также может оказаться полезным (нейтральным, вредным). Речь идет о результате, который наряду с запланированным, или необходимым, продуктом происходит из самого предмета деятельности, например: "Лес рубят, щепки летят".

Во всех этих случаях речь идет о прямом продукте деятельности.

Однако в качестве результатов деятельности человек получает не только те или иные модификации самого ее предмета - прочие структурные моменты также претерпевают изменения. Некоторые из них оказываются значимыми для деятеля.

Так, средство (орудие) деятельности приходит в той или иной степени в негодность в конце ее процесса. Человек приобретает новые умения или упрочивает старые, тренирует свою нервно-мышечную систему, органы чувств и достигает оздоровляющего эффекта, хотя одновременно он утомляется и, возможно, получает травмы, а на больших интервалах времени, соизмеримых с жизнью, его организм изнашивается и стареет. Воздух в рабочем помещении может насыщаться различными испарениями от используемых материалов или частичками дыма, его температура повышается и т. п.

Результат трансформации структурного момента, отличного от предмета деятельности, может быть назван побочным ее продуктом. Побочные продукты различаются в своем происхождении отнесенностью к тому или иному структурному моменту - субъекту деятельности, ее средству или внешним условиям.

В контексте описания процессуальных компонентов деятельности вычленяются конечный и промежуточные продукты, а также основной и подготовительные. Эти термины достаточно ясно свидетельствуют о содержании соответствующих понятий.

При рассмотрении структуры учебной деятельности придется ввести еще пару понятий - главный и дополнительный продукты. В отличие от пары "необходимый/добавочный", эти результаты происходят от разных вещей или ситуаций. Ниже, в главе об учебной деятельности, это различение будет раскрыто.

Итак, типология продуктов деятельности предполагает выделение следующих их характеристик:

1) прямой/побочный;

2) удавшийся/частично удавшийся/неудавшийся;

3) полезный/бесполезный/вредный;

4) необходимый/добавочный;

5) конечный/промежуточный;

6) основной/подготовительный;

7) главный/дополнительный.

При описании результатов исследуемой деятельности могут использоваться и другие прилагательные, например: можно говорить о "деловом", "предметно-специфическом" продуктах. Однако эти слова не являются терминами, и соответствующие продукты должны быть охарактеризованы выявленными выше семью признаками.

Следует оговорить соотношение "продукта" и "результата". Можно согласиться с Г. В.Суходольским в том, что первое понятие относится лишь к целостной деятельности, тогда как второе носит более общий характер - оно может быть отнесено также и к отдельным компонентам ее процесса [Суходольский Г. В., 1981].

Представленный перечень видов продуктов, конечно, неполон. Он характеризует лишь абстракцию индивидуальной деятельности. При рассмотрении той же деятельности в более широком, социальном контексте данный список должен быть дополнен другими понятиями. Среди них, в частности, будут "общественно полезные" и "общественно вредные" результаты.

Понятие продукта необходимо для психологического анализа. Наряду с целью продукт является важнейшей характеристикой деятельности, продуктивность деятельности является показателем ее оптимальности.

Как мы увидим позже, в учебной деятельности производятся различные результаты; они объединены между собой иерархическими связями и определяют саму структуру этой деятельности. Понятие продукта используется, в частности, при описании модели подкрепления.

Весьма важное значение приобретает понятие побочного продукта. С его помощью описывается "учение как процесс" - альтернативный по отношению к учебной деятельности вариант приобретения опыта в ходе различных видов "деловой" деятельности. Как отмечал Я. А. Пономарев, неосознаваемое отражение побочного продукта может способствовать интуитивному решению творческих задач. Это понятие фактически используется и при решении проблем "воспитывающего обучения", становления личности.

Психолого-методологические работы также опираются на понятие продукта. Например, обсуждается проблема "связи двух результатов - в форме вынесенных во внешний мир, объективированных творений человека и в виде психических свойств самого субъекта" [Анцыферова Л. И., 1969, с. 80]. Это следует интерпретировать как связи прямого (преимущественно) и одного из побочных продуктов деятельности человека.

3.1.4. Средство деятельности

Употребление слова "средство" в психологической, педагогической и философской литературе неоднозначно.

Часто оно понимается весьма широко - как все то, что стоит между субъектом и желаемым продуктом деятельности: материальные объекты, язык, понятия, а также методы этой деятельности и даже участки ее процесса. Примером может служить следующее определение: если тот или иной акт ведет к данной цели, он по отношению к ней выступает как средство.

Довольно широкое значение этого слова обнаруживается в работах С. Л. Рубинштейна: "Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью" [Рубинштейн С.Л., 1946, с. 563].

Есть и более узкое употребление слова "средство" - в значении, созвучном с "орудием деятельности". В таком значении мы находим его в работах К. Маркса, посвященных анализу трудовой деятельности: "Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи. Предмет, которым человек овладевает непосредственно, - мы не говорим о собирании готовых жизненных средств, например, плодов, когда средствами труда служат только органы тела рабочего, - есть не предмет труда, а средство труда. Так данное самой природой становится органом его деятельности, органом, который он присоединяет к органам своего тела, удлиняя таким образом... естественные размеры последнего" [Маркс К., Энгельс Ф., т. 23, с. 190]. Это "созданные человеческой рукой органы человеческого мозга" [Маркс К., Энгельс Ф., т. 46, с. 215].

Подобное понятие "средство" находим у Г. В. Ф. Гегеля: человек "ставит себя в опосредствованное отношение с объектом (= предметом. - Т. Г.) и вставляет между собой и им другой объект, заставляет его вместо себя изнурять себя внешней работой, обрекает его на истощение и, заслоняя им себя, сохраняет себя от механического насилия" [Гегель Г. В.Ф., 1972, с. 200].

В сущности, аналогичное понятие средства использовал Л. С. Выготский в исследованиях по развитию высших психических функций: "Примерами психологических орудий и их сложных систем могут служить язык, различные формы нумерации и счисления, мнемотехнические приспособления, алгебраическая символика, произведения искусства, письмо, схемы, диаграммы, карты, чертежи, всевозможные условные знаки и т.д." [Выготский Л.С., 1982, т. 1,с. 103].

Психологические орудия как один из важнейших видов средств человеческой деятельности, а именно деятельности управления и самоуправления поведением, существуют в большом разнообразии форм. Однако из приведенной цитаты можно видеть, что они определяются как нечто субстанциальное, непроцессуальное. Вместе с тем, как показывает анализ этих исследований Л. С. Выготского, психологическое орудие понимается им именно в качестве промежуточного звена в процессе воздействий человека на состояние определенной психической сферы другого человека или самого себя; это состояние в таких случаях должно рассматриваться как предмет его деятельности.

Несколько слов о терминах. Называя средства психологического воздействия "орудиями", Л.С.Выготский тем самым подчеркивал то общее, что характерно для средств всех видов человеческой деятельности. И все же средства стимульной природы имеют существенную специфику, а слово "орудие" в силу традиционного его использования вызывает сильную ассоциацию с инструментами внешней, материально-преобразовательной деятельности. Поэтому предпочтительнее использовать в таких случаях нейтральное слово "средство".

Обращаясь опять к трудовой деятельности с вещами, отметим, что К.Маркс ограничивал понятие средства относительной устойчивостью объекта, выступающего в такой функции. Оно, по его словам, не теряет своего облика в конце труда - даже после "смерти" машин и инструментов их "трупы" сохраняют свои очертания, в противоположность предмету труда. Очевидно, такое противопоставление оправдывалось целями дифференцировки этих двух структурных моментов, тем более что К. Маркс оперировал дополнительным понятием "вспомогательные материалы", куда фактически включались как частичный предмет труда, так и то, что выполняет опосредствующие функции. Таким образом, по-видимому, в большинстве ситуаций можно развести функции вспомогательных материалов на две группы - предмет и средство, включив в число средств также недолговечные объекты и вещества, "исчезающие" к концу деятельности. В самом деле, нет принципиальной разницы, если, например, операция очистки какой-либо поверхности производится с помощью щетки с жестким ворсом, наждачной бумаги, абразивных веществ или струи воды. Данное уточнение относится только к определенным случаям трудовой деятельности с вещественным предметом.

Итак, средство рассматривается как имманентное образование деятельности наряду с ее субъектом и предметом.

Соответствующее понятие является достаточно узким, чтобы предотвратить смешение столь различных реальностей, как акты, являющиеся компонентами некоторой деятельности, и объекты, опосредствующие воздействия субъекта на предметы подобных деятельностных актов. С другой стороны, оно достаточно широко и может естественным образом объединить как то, что принято называть "орудиями", так и стимульные средства, используемые в деятельности управления. Что касается средств предметосозидательной деятельности, то они могут быть представлены вещами как многократного, так и однократного пользования, а также различными веществами.

Средства деятельности могут различаться по ряду направлений. Цели данного анализа требуют их классификации по следующим трем основаниям: 1) по отношению средств к применяющему их субъекту и полноте охвата его функций, 2) по видам предмета опосредствуемых деятельностей и 3) по природе объектов, используемых в качестве средств.

Средство и субъект деятельности

Выше описана структура субъекта как имеющего следующие инструментальные подсистемы: 1) функциональные мозговые органы - носители умения выполнять некоторую конкретную деятельность или способности к выполнению определенного круга таких деятельностей, 2) органы чувств и двигательный аппарат, а также 3) систему энергетического обеспечения всех этих органов. Имея в виду аспект функционирования средств в единстве с субъектом и отвлекаясь от вопросов, связанных с их природой и происхождением, можно считать их "продолжениями" и отчасти заменителями того или другого из звеньев субъекта, вынесенными вовне, за пределы организма человека-деятеля. Многие исследователи рассматривают средства деятельности человека как сложную и разветвленную систему "искусственных органов" человека [см., например: Буева Л. П., 1978]. Отнесенность к определенному звену субъекта выступает как одно из главных оснований для классификации средств деятельности.

Отдельные группы средств помогают субъекту получать информацию об окружающем мире и усиливают возможности его естественного афферентного аппарата. Другая их группа помогает субъекту осуществлять воздействия на основной предмет его деятельности, находящийся, как правило, во внешнем по отношению к деятелю мире. Есть средства, которые являются в известном смысле продолжениями функциональных мозговых органов, и средства - усилители энергии деятеля.

К первой группе средств относятся всевозможные оптические приборы (лупы, бинокли, микроскопы, телескопы и др.), акустические приборы - внешние усилители звука, а также ряд устройств, позволяющих человеку воспринимать информацию, представленную в иных чувственных модальностях. Сюда же следует отнести устройства, трансформирующие модальность сигналов информации с превращением их из недоступных восприятию человеческими органами чувств в доступные (рентгеновский аппарат, радио- и электроприборы и т.п.).

Здесь необходимо ввести существенное уточнение. Если принять определение "средства" как проводника воздействий субъекта на предмет его деятельности, то упомянутые выше объекты как будто бы не могут быть отнесены к этому понятию. В самом деле, такие объекты представляются помещенными между субъектом и некоторым внешним объектом, подлежащим чувственному восприятию.

При более пристальном рассмотрении, однако, оказывается, что это не так. Ближайшим (не основным!) предметом деятельности, точнее, ее участка, направленного на осведомление деятеля о внешней ситуации, является вовсе не воспринимаемый объект (ситуация), а исходное состояние познавательной сферы человека-деятеля в отношении информированности его о характере этого объекта (ситуации). Поэтому орудия перцепции действительно находятся между субъектом перцептивного действия и его предметом, понимаемым как состояние познавательной сферы человека - носителя субъекта основного, преобразующего участка деятельности. Таким образом, наряду с глобальным понятием субъекта деятельности приходится использовать еще и понятие субъектов отдельных ее участков.

К второй группе - средствам осуществления воздействий субъекта на внешнюю ситуацию - принадлежат объекты, используемые при выполнении функций его эффекторных органов. Таковы, в частности, внешние орудия собственно трудовой деятельности. В отличие от первой, вторая группа средств используется для оказания воздействий на некоторый внешний объект.

Но и здесь требуется уточнение. Слово "внешний" употребляется достаточно широко, хотя и вполне определенно, как включающее не только мир, окружающий человека, но и некоторые сферы его самого. Так, человек может причесываться, одеваться, принимать пищу, лечиться и т. п. В этом случае его действия изменяют нечто в его телесном субстрате и направлены на внешний предмет. Если же речь идет об акте ориентировки человека в ситуации, то мы имеем дело, безусловно, с внутренним предметом. То же самое относится и к действиям, в которых субъект достигает таких долгосрочных изменений в своем организме, как приобретение новых знаний или собственно умений.

Само разделение на внутреннее и внешнее не должно абсолютизироваться. В другом исследовательском контексте, например при изучении хода интериоризации действия, представляется оправданным рассмотрение в качестве внутренних предмета, продукта или средств деятельности, образованных функционированием внешних телесных частей деятеля (например, собственные пальцы, моделирующие объекты счета, или обращенная к самому себе громкая речь как стимульное средство самоуправления и пр.).

Средства этой группы используются не только в ходе исполнительных компонентов деятельности, но и при реализации эффекторных операций, входящих в состав ориентировочных компонентов, направленных на осведомление субъекта деятельности о наличной ситуации.

Особый интерес представляет третья группа средств - "продолжения" функциональных мозговых органов. Это всевозможные материальные объекты, несущие информацию о процедуре выполняемой деятельности. Они могут быть представлены книгами-руководствами, автоматическими (механическими или электронными) справочными устройствами, учебными карточками с алгоритмом действий, а также другими людьми - носителями умения выполнять эту деятельность, которые осуществляют пооперационное руководство данным "неполноценным" субъектом.

Выполнение деятельности с опорой на внешние носители ее алгоритма характерно в первую очередь для усвоения. Наличие адекватных внешних руководств решает противоречие между необходимостью выполнять некоторую деятельность и отсутствием у человека соответствующей способности. Как выразительно говорил П.Я.Гальперин, "ученик с первого раза и безошибочно выполняет действие, которое он выполнять не умеет" [Гальперин П. Я., 1965]. В ситуациях усвоения, однако, эта деятельность не является независимой, может вовсе не иметь собственной мотивации, т.е. мотивов, связанных с получением "делового" продукта, и, будучи представлена лишь операционной стороной, не должна считаться деятельностью в полном смысле слова. Собственно деятельностью такая работа с опорой на внешние руководства является лишь в том случае, если субъект намерен получить специфический для нее продукт ("программированная" работа).

Четвертая группа включает устройства, обеспечивающие субъекта дополнительной энергией, полученной от внешних источников. Логически, несомненно, это специальная группа средств, завершающая их целостную систему. Вместе с тем навряд ли можно найти примеры такого рода средств в чистом виде - обычно энергетическая добавка совмещается с введением в деятельность искусственных эффекторов, как это имеет место в различных машинах и станках. По-видимому, более или менее изолированное устройство снабжения субъекта энергией можно наблюдать в случае использования механических манипуляторов, управляемых на основе электрической активности мышц конечностей действующего субъекта. Человек имитирует действия с некоторым объектом, который в реальности является слишком тяжелым и большим. С другой стороны, если объект, напротив, микроскопически мал, требуются манипуляторы, которые уменьшают энергию воздействий на него со стороны деятеля.

Здесь уместно перейти к средствам, реализующим объединенные функции, относящиеся к двум и более инструментальным сферам субъекта. Это относительно сложные приспособления, машины и их разновидность - автоматы.

Дальнейшее развитие средств трудовой деятельности связано с появлением автоматов и роботов. Не вдаваясь в детали их определения, скажем лишь, что это развитие идет по линии еще большего сокращения объема сопровождающего их работу труда человека, в основном за счет введения блоков автоматического восприятия характеристик как объекта, выступающего в качестве предмета деятельности, так и ряда других объектов, в том числе самого технического устройства. Кроме того, совершенствуются автоматические аналоги функциональных мозговых систем субъекта (многопрограммные автоматы), повышается гибкость связи их функционирования с текущими условиями выполнения деятельности.

Можно было бы выделить еще одну - пятую группу средств. Их специфика состоит в том, что они не столько "продолжают" естественные органы чувств, двигательный аппарат или функциональные мозговые органы, сколько заменяют их. Речь идет о протезах - корректорах зрения (очки, контактные линзы), слуховых аппаратах и биомеханических устройствах, компенсирующих функции утраченной конечности. Сюда же следует отнести и находящиеся в процессе разработки аппараты телевизионного "зрения" для слепых. Они выполняют достаточно сложные функции обработки информации и сообщаются с центральными зонами зрительного анализатора субъекта.

Конечно, грань между нормой и патологией в известной мере условна, поэтому иногда бывает трудно провести различие между средствами-протезами и средствами деятельности нормального человека. Так, например, лупа может быть зачислена как в ту, так и в другую группу - в зависимости от того, что принято за "единицу" зрения и насколько мелки наблюдаемые объекты.

Классификации средств, близкие к приведенной здесь, используются в исследованиях по инженерной психологии.

Вообще говоря, "техника есть сколок с живого тела", а "живое тело есть первообраз всякой техники" [Флоренский П. А., 1992, с. 153].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: