Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава проектируемого АТП устанавливают нормативные трудоемкости ТО и ТР, а затем их корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации.
Расчетная нормативная (скорректированная) трудоемкость ЕО с и ЕО т
t ЕО с = t(Н) ЕО с К2; t ЕО т = t(H)ЕО т К2, (2.21), (2.22)
где К2 - коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава.
Трудоемкость ЕО (t(H) ЕО т) составляет 50 % трудоемкости ЕО с (t(Н) ЕО с).
Расчетная нормативная (скорректированная) трудоемкость (ТО-1, ТО-2) для подвижного состава проектируемого АТП
ti = t(H)i К2 К4, (2.23)
где t(H)i - нормативная трудоемкость ТО-1 или ТО-2, чел × ч;
К4 - коэффициент, учитывающий число технологически совместимого подвижного состава.
Для удобства проведения дальнейших расчётов составляем таблицу корректирующих коэффициентов для каждой группы автопарка [16].
Таблица 2.6 – Значение корректирующих коэффициентов для
трудоёмкостей
Группы | к1 | к2 | к3 | к4 | к5 |
1,1 | 1,55 | 0,9 | |||
1,1 | 1,1 | 1,55 | 0,9 | ||
1,1 | 1,55 | 0,9 | |||
1,2 | 1,1 | 1,55 | 0,9 |
Подставляя значения в формулы (2.21-2.23), для 4-й группы получим следующие значения скорректированных трудоёмкостей. Значение нормативных трудоёмкостей принимаем в соответствии с нормативами, представленными в справочных материалах [3], [16].
|
|
t ЕО с =0,40*1,1=0,44 чел-час
t ЕО т =0,5*0,4*1,1=0,22 чел-час
t1 =3,4*1,1*1,55=5,80 чел-час
t2 =24*1,1*1,55=13,05 чел-час.
Удельная расчетная нормативная (скорректированная) трудоемкость текущего ремонта
tтр = t(H)тр К1 К2 К3 К4 К5, (2.24)
гдеt(H)тр- нормативная удельная трудоемкость ТР, чел × ч /1000 км;
К1, К3, К5- коэффициенты, учитывающие, соответственно, категорию условий эксплуатации, климатический район и условия хранения подвижного состава, представленные в таблице 2.6.
tтр=5,5*1,2*1,1*1,0*1,55*0,9=10,13 чел × ч /1000 км
Результаты расчётов нормативных (скорректированных) трудоемкостей представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Результаты расчетов нормативных (скорректированных)
трудоемкостей
Группы | tЕО с, чел-час с | t ЕОт, чел-час | t1,чел-час | t2,чел-час | tтр, чел ч/1000 км |
0,20 | 0,10 | 3,88 | 8,28 | 2,38 | |
0,33 | 0,17 | 5,12 | 10,80 | 3,38 | |
0,30 | 0,15 | 5,27 | 12,42 | 5,22 | |
0,44 | 0,22 | 5,80 | 13,05 | 10,13 |
Годовой объем работ по ТО и ТР
Объем работ по ЕО с, ЕО т, ТО-1, и ТО-2 (Т ЕО с.г, ТЕО т.г, Т1 г и Т2 г) за год определяется произведением числа ТО на нормативное (скорректированное) значение трудоемкости данного вида ТО:
Т ЕО с.г = åNЕО с.г t ЕО с; (2.25)
ТЕО т.г = åNЕО т.г tЕО т; (2.26)
Т1 г = åN1 г t1; (2.27)
Т2 г = åN2 г t2, (2.28)
где åNЕО с.г , åNЕО т.г, åN1 г,åN2 г - соответственно годовое число ЕО с,
ЕОт, ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей одной модели;
|
|
t ЕОс, tЕОт , t1, t2 - нормативная скорректированная трудоемкость соответственно тех же воздействий,чел × ч.
Т ЕО с.г=5231*0,44=2301,7чел-час.
ТЕО т.г=283*0,22=62,4чел-час.
Т1 г=134*5,80=781,8чел-час.
Т2 г=42*13,05=553,7чел-час.
Годовой объем работ ТР, в чел × ч
Т тр г = L г А и t тр / 1000, (2.29)
где L г - годовой пробег автомобиля, км;
А и - списочное число автомобилей;
t тр-удельная нормативная (скорректированная) трудоемкость ТР, чел × ч на 1000 км пробега.
Подставляя данные в формулу (2.29), для группы 4 технологически совместимого подвижного состава получим
Т тр г =26156*22*10,13/1000=5828 чел-час
Результаты расчётов годовых объёмов работ по ТО и ТР по всем группам представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Результаты расчетов годовых объемов работ по ТО и ТР
Группы | Тео сг, чел-час | Тео тг, чел-час | Т1г, чел-час | Т2г, чел-час | Ттр г, чел-час |
295,0 | 6,1 | 114,3 | 70,0 | 421,0 | |
322,1 | 5,6 | 83,2 | 55,3 | 263,6 | |
1134,7 | 32,5 | 539,8 | 408,2 | 2565,3 | |
2301,7 | 62,4 | 781,8 | 553,7 | 5827,7 | |
Сумма по всем группам | 4053,4 | 106,6 | 1519,2 | 1087,2 | 9077,6 |
Распределение объема ТО и ТР по производственным зонам и участкам
Объем ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках.
Предварительно принимаем, что работы по проведению технического обслуживанию ТО-1 и ТО-2 проводятся в самостоятельных производственных зонах. Для проведения работ по текущему ремонту и ежедневному обслуживанию также предварительно принимаем по одному посту. Так как автопарк небольшой, то отдельных постов проведения диагностирования не предусматриваем, проведение работ Д-1 и Д-2 совмещаем с проведением работ в зонах ТО-1 и ТО-2.
Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальности производиться распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах [16], а затем в человеко-часах.
В связи с тем, что большинство едениц подвижного состава относятся к грузовым автомобилям, то распределениеобъема ТО и ТР по производственным зонам и по видам работ производим по процентным долям для этих групп автомобилей.
Сначала производим расчёт распределения объёмов работ по ТО и ЕО. Результаты расчетов распределения объема ТО и ЕО по производственным зонам и участкам представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Результаты расчетов распределения объема ТО по производственным зонам и участкам, чел×ч
Вид работ | ЕОс | ЕОт | ТО-1 | ТО-2 | ||||
Доля,% | Трудо- ёмкость | Доля,% | Трудо- ёмкость | Доля,% | Трудо- ёмкость | Доля,% | Трудо- ёмкость | |
Уборочные | 567,5 | 42,6 | - | - | - | - | ||
Моечные | 364,8 | - | - | - | - | - | - | |
Заправочные | 567,5 | - | - | - | - | - | - | |
Контрольно-диагностические | 648,5 | - | - | - | - | - | - | |
Ремонтные | 1905,1 | - | - | - | - | - | - | |
Моечные по двигателю и шасси | - | - | 64,0 | - | - | - | - | |
Общее диагностирование (Д-1) | - | - | - | - | 151,9 | - | - | |
Крепёжные, регулировочные,смазочные и др. | - | - | - | - | 1367,2 | 978,5 | ||
Продолжение таблицы 2.9 | ||||||||
Углубленное диагностирование (Д-2) | - | - | - | - | - | - | 108,7 | |
итого | 4053,4 | 106,6 | 1519,2 | 1087,2 |
Объём работ по ТР разделяем на постовые работы, и работы, выполняемые на производственных участках: агрегатные, слесарно-механические и др. Результаты расчётов представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Распределение постовых и участковых работ по ТР
Вид работ | Распределение, % | Трудоёмкость,чел × ч |
Постовые работы | ||
общее диагностирование (Д-1) | 90,8 | |
углубленное диагностирование (Д-2) | 90,8 | |
регулировочные и разборочно-сборочные | 3177,2 | |
Сварочные | 363,1 | |
Жестяницкие | 272,3 | |
Окрасочные | 544,7 | |
Итого по постам | 4538,8 | |
Участковые работы | ||
Агрегатные | 1634,0 | |
слесарно-механические | 907,8 | |
Электротехнические | 453,9 | |
Аккумуляторные | 181,6 | |
ремонт приборов системы питания | 363,1 | |
Шиномонтажные | 90,8 | |
вулканизационные (ремонт камер) | 90,8 | |
кузнечно-рессорные | 272,3 | |
Медницкие | 181,6 | |
Сварочные | 90,8 | |
Жестяницкие | 90,8 | |
Арматурные | 90,8 | |
Продолжение таблицы 2.10 | ||
Обойные | 90,8 | |
Итого по участкам | 4538,8 | |
Всего по ТР | 9077,6 |
Годовой объем вспомогательных работ
|
|
Объем вспомогательных работ составляет при числе штатных производственных рабочих до 50 человек - 30%, от 100 до 125-25% и свыше 260-20% от общего объема работ по ТО и ТР подвижного состава.
Твсп=0,3*(4053,4+106,6+1519,2+1087,2+9077,6)= 4753,2 чел×ч
Распределение по видам вспомогательных работ представлено в таблице 2.11
Таблица 2.11 - Распределение вспомогательных работ по видам работ
Вид работ | Распределение, % | Трудоёмкость,чел × ч |
Ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента | 1188,29856 | |
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций | 950,638847 | |
Транспортные | 380,255539 | |
Перегон автомобилей | 475,319423 | |
Приемка, хранение и выдача материальных ценностей | 570,383308 | |
Уборка производственных помещений и территории | 712,979135 | |
Обслуживание компрессорного оборудования | 475,319423 | |
Итого: | 4753,19423 |
Так как производственный корпус имеет большое количества разнообразного оборудования, то в штатном расписании предусматриваем наличие самостоятельного подразделения – отдел главного механика.
Расчет численности производственных рабочих
Технологически необходимое число рабочих
Р т = Т г / Ф т, (2.30)
где Т г - годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел × ч;
Ф т - годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочего при 1-сменной работе, ч.
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего (в часах) для 5-дневной рабочей недели
Ф т = 8 (Д к.г - Д в - Д п), (2.31)
где 8 - продолжительность смены, ч;
Д к.г - число календарных дней в году;
|
|
Д в - число выходных дней в году;
Д п - число праздничных дней в году.
Принимаем Ф т = 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830 ч для производств с вредными условиями.
По формуле (2.30) получим
Р т ЕО=(4053,4+106,6)/2070=2,01 чел;
Р т ТО-1=1519,2/2070=0,73 чел;
Р т ТО-2=1087,2/2070=0,53 чел;
Р т ТР=9077,6/2070=2,19 чел.
Штатное число рабочих
Р ш = Т г / Ф ш, (2.32)
где Ф ш - годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего, ч.
Ф ш = Ф т - 8 (Д от + Д у.п), (2.33)
где Д от - число дней отпуска для данной профессии рабочего;
Д у.п - число дней не выхода на работу по уважительным причинам
Согласно ОНТП годовой (эффективный) фонд времени “штатного” рабочего для маляров составляет 1610 ч, а для всех других профессий рабочих - 1820 ч.
Р т ЕО=(4053,4+106,6)/1820=2,29 чел;
Р т ТО-1=1519,2/1820=0,83 чел;
Р т ТО-2=1087,2/1820=0,60 чел;
Р т ТР=9077,6/1820=2,49 чел.
Составление штатного расписания числа рабочих возможно после проведения расчёта числа постов техобслуживания. Предварительно можно сделать вывод переносе части работ по проведению текущего ремонта на посты ТО.