Число постов зависит от вида, программы и трудоемкости воздействий, метода организации ТО, ТР и диагностирования автомобилей, режима работы производственных зон.
Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей
В целях обеспечения качества выполнения профилактических работ ТО суммарная трудоемкость операций сопутствующего ТР не должна превышать 15-20% трудоемкости соответствующего вида ТО при выполнении работ на поточных линиях и 30%-при выполнении работ на отдельных постах [16].
Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12-15 для ТО-1 и 5-6 для ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных и универсальных постах.
Согласно рекомендаций, выбран метод организации ТО и ТР автомобилей на тупиковых постах, оборудованных смотровыми ямами и соответствующим инструментом, оснасткой. Для перемещения крупногабаритных и тяжёлых агрегатов, предметов, грузов над зоной ТО и ТР перемещается пролётная кран-балка. Смотровые ямы оборудуем подъёмниками.
|
|
Работы по диагностированию Д-1 и Д-2 проводим, соответственно, на постах ТО-1 и ТО-2 с помощью переносного диагностического оборудования.
Расчет числа отдельных постов ТО
Посты рассчитываются для каждой группы технологически совместимого подвижного состава. Исходными величинами для расчета числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста.
Ритм производства Ri определяется
Ri = 60 Tcм C / (Nic j), (2.34)
где Тcм- продолжительность смены, ч;
С- число смен;
Nic- суточная производственная программа раздельно по каждому виду ТО и диагностирования;
j- коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТО.
Расчёты ведём для каждой группы технологически совместимого состава в отдельности.
Rео с=60*8*1/(2,76*1,0)=23,1
Rео т=60*8*1/(1,13*1,0)=426,4
R1 =60*8*1/(0,54*1,4)=640,6
R2 =60*8*1/(0,17*1,4)=2036,2
Такт поста ti определяется
ti = 60 ti / Рп + tn, (2.35)
где ti- трудоемкость работ данного вида обслуживания, выполняемого на посту, чел. ч;
Рп- число рабочих, одновременно работающих на посту;
tn- время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезд с поста, мин.
Время tn в зависимости от габаритных размеров автомобиля принимают равными 1-3 мин.
Число рабочих на посту устанавливают в соответствии с рекомендациями [19].
tео с =60*0,44/2+3=16,2
tео т =60*0,22/2+3=9,6
t1 =60*5,80/2+3=176,9
t2 =60*13,05/2+3=394,5
Результаты расчётов представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Результаты расчётов ритма производства и такта постов
Группы | Rео с | Rео т | R1 | R2 | tео с | tео т | t1 | t2 |
82,0 | 1991,9 | 2928,8 | 10220,9 | 119,3 | 251,4 | |||
123,9 | 3535,4 | 5311,7 | 16883,0 | 12,9 | 8,0 | 156,5 | ||
32,0 | 558,74 | 843,5 | 2628,8 | 7,5 | 161,1 | 375,6 | ||
23,11 | 426,4 | 640,6 | 2036,2 | 16,2 | 9,6 | 176,9 | 394,5 |
Число постов обслуживания Хто определяется из отношения общего времени простоя всех автомобилей под обслуживанием (ti Nic j) к фонду времени одного поста (60 Тсм С)
|
|
Хто = t Nic j / (60 Tсм C) = ti / Ri. (2.36)
Хео с =16,2/23,1=0,70
Хео т =9,6/426,4=0,02
Хто-1 =176,9/640,6=0,28
Число постов ТО-2 (Х2) определяется с учетом коэффициента использования рабочего времени поста h2 равного 0,85-0,90, т.е.
Х2 = t2 / (R2 h2 ).
Хто-2 =394,5/(2036,2*0,9)=0,22
Таблица 2.13 - Результаты расчетов числа отдельных постов ТО
Группы | Хео с | Хео т | Хто-1 | Хто-2 |
0,11 | 0,01 | 0,04 | 0,03 | |
0,10 | 0,002 | 0,03 | 0,02 | |
0,38 | 0,01 | 0,19 | 0,16 | |
0,70 | 0,02 | 0,28 | 0,22 | |
В сумме | 1,29 | 0,042 | 0,54 | 0,43 |
Расчет числа постов ТР.
Для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ ТР. Для учета колебаний при расчете постов ТР вводится коэффициент неравномерности поступления автомобилей j на посты.
Потери рабочего времени учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста hп, который при наилучшей организации труда принимается равным 0,85- 0,90, в средних условиях - 0,80-0,85 и в худших условиях организации технологического процесса и снабжения постов 0,75-0,80.
Число постов ТР
ХТР= (2.37)
где Т - годовой объем работ, выполняемых на постах ТР, чел.×ч;
Фп - годовой фонд времени поста, ч;
Рп - число рабочих на посту;
Драб.г - число рабочих дней в году для постов ТР.
ХТР=4538,8*1,13/(254*8*1*0,9*2)=1,41
Укрупненный расчет постов ТО и ТР
Расчет постов обслуживания производится не через такт и ритм производства, а укрупненно и базируется на нормативах ОНТП и применяется как проверочный.
Число постов ЕОс (по видам работ, кроме механизированных), ЕОТ, ТО-1, ТО-2 и ТР (разборочно-сборочных и регулировочных работ, сварочно-жестяночных, деревообрабатывающих и окрасочных работ).
Хi= Тгj / (Драб.гТсмС Рср hи), (2.38)
где Тг - годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел. ч;
j - коэффициент неравномерности загрузки постов;
Драб.г - число рабочих дней в году постов ЕОс;
Тсм - продолжительность смены, ч.;
С - число смен;
Рср - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту;
hи - коэффициент использования рабочего времени поста (hи= 0,85-0,98).
Хео=4053,4*1,0/(254*8*1*3*0,96)=1,05;
Хто-1=1519,2*1,4/(254*8*1*2*0,96)=0,55;
Хто-2=1087,2*1,4/(254*8*1*3*0,96)=0,39;
Хтр=9077,6*1,13/(254*8*1*2*0,96)=1,33.
Анализируя полученные в результате проведённых расчётов данные, следует сделать следующие выводы.
На производственной базе управления механизации и транспорта целесообразно организовать 1 пост ЕО, 1 пост проведения ТО-1, 1 пост ТО-2, один пост ТР.
Часть работ по проведению текущего ремонта следует проводить на постах ТО-1 и ТО-2, благодаря чему уменьшается объём работ на посту ТР и возможно организация одного поста по проведению этого вида работ.
Штатное число рабочих в зоне проведения ТО-1 и ТО-2 следует принять равным 3, один слесарь должен иметь специализацию мастера-диагноста.
Число рабочих в зоне проведения текущего ремонта должно быть равно 2.
Работы по проведению ежедневного обслуживания выполняются водителем при помощи слесаря. Слесарь при этом совмещает должности работника какого-либо участка.