Международные стандарты на системы качества

Международная организация по стандартизации (International Standard Organization) (ИСО, или ISO) активно ведет обобщение перспективных тенденций в экономической жизни и преобразует их в opганизующие и регулирующие нормы международных стандартов.

Работа организации на этапе становления (в середине прошлого века) была направлена на выделение и развитие рационального в материальном производстве. Одновременно было определено воздействие стандартов на сознание людей, на творчество индивидов и коллективов организаций. Вместе с относительной устойчивостью стандартов определена необходимость актуализации этих норм, учета достижений передовой мысли в производстве и управлении им. Тем самым создалась теоретическая основа для опережающей стандартизации, которая, не связывая и не ограничивая творчество, позволяет обеспечить достижение высочайшего качества работы.

Прогрессивный срок действия стандарта определяется его влиянием на улучшение параметров функционирования организации. Социальная результативность и общественная значимость международных стандартов столь очевидны, что их применение становится все более распространенным, несмотря на необязательность (добровольность) и отсутствие правовых норм для применения.

Международная организация по стандартизации (ИСО) обратилась к организации работ по качеству в 80-х годах.

Действующие в странах Европы, Америки и Японии национальные и международные стандарты (МС) преследуют следующие концептуальные цели:

• построение систем качества и систем менеджмента качества, позволяющих приобрести уверенность руководства предприятия, его клиентов и субподрядчиков в способности поставлять продукцию заданного качества (ISO 9000);

• устранение технических барьеров в международной торговле как основы для развития конкуренции и получения от поставщика гарантированного качества (EN 45000);

• организация обучения в области качества на основе европейских правил (EN 45013);

• поддержание мер по охране окружающей среды и предотвращение ее загрязнения при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями общества (ISO 14000).

Стандарты ISO 9000 (ИСО 9000). Создание семейства стандартов ISO 9000 начиналось с обобщения опыта менеджмента качества в национальных системах стандартизации Англии (стандарты BS 5750) и Америки (стандарты Mil-Q-9858). Семейство стандартов ISO 9000 подготовлено членами международной организации, известной как ISO/TC 176, что означает «Международные стандарты/Технический комитет 176» — это пакет документов по созданию системы качества и обеспечению качества. Имя стандарта ISO (ИСО) — аббревиатура «Международная организация по стандартизации».

Серия междуна­родных стандартов 9 000 (МС ИСО 9000) образует базу нового подхода. Международные стандарты 9 000 изложены в форме требований (МСИСО 9001 - 9003) и общих рекомендаций (МС ИСО 9000 и 9004). В стандартах отсутствуют методы, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Следовательно, разра­ботчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

Отметим, что согласно практике международной и национальной стандартизации стандарты ИСО (ISO) вводятся в практику национальной стандартизации методом "смены обложки", то есть после перевода международный стандарт получает новое наименование в национальной системе стандартизации. Поэтому рассматриваемая серия стандартов вРоссиивведена как серия стандартов ГОСТ Р 40. 9000 — ГОСТ Р 40. 9004.

В США эта серия стандартов известна как серия стандартов Q90 - стандарты Американского института по стандартизации — American National Standard Institute (ANSI), в Великобритании стандарты МС ИСО 9000 входят в EN Series стандартов).

Основное содержание Международных стандартов качества МС ИСО 9 000

Основополагающим стандартом серии стандартов качества является документ МС ИСО 9 000 "Стандарты на управление качеством и обеспе­чение качества. Руководящие положения по выбору и применению". Он определяет основные принципы политики руководства организаций в области обеспечения качества, описывает три возможных модели управления, устанавливает и разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества.

Стандарт устанавливает новое для экономических процессов понятие — "степень подтверждения", определяющее представление потре­бителю (заказчику) доказательств того, что система управления качеством и продукция изготовителя (поставщика) соответствует установлен­ным в договорах техническим требованиям.

В стандарте МС ИСО 9 004 "Система качества. Элементы системы управления качеством. Руководящие положения" рассматриваются все 20 элементов системы управления качеством и их применение. Поэтому на основе рекомендаций этого стандарта руководитель организации может выбрать соответствующие элементы управления, отвечающие специфике организации. Следовательно, при проектировании системы управления можно сократить затраты на построение системы обеспечения качества и одновременно за счет применения уже апробированного опыта повысить экономический эффект от проектируемой системы.

В России приняты к исполнению две версии международных стандартов (МС): ISO 9000–94 и ISO 9000–2000. Первая версия — это стандарты на систему качества, вторая — на систему менеджмента качества.

1. Стандарты ISO 9000–94 приняты в России в качестве основополагающих и обозначаются ГОСТ Р ИСО 9000–96. Начиная с указанного года, в организациях разрабатывались системы качества в соответствии с требованиями этих стандартов. Структура стандартов ISO 9000–94 представляется в виде следующих блоков:

1) основополагающие стандарты;

2) стандарты по категориям продукции;

3) стандарты по проверке (аудиту) системы качества;

4) стандарты на требования (элементы) к системе качества;

5) словарь.

Дадим краткое пояснение. Основополагающие стандарты нацелены на управление качеством по жизненным циклам продукции. Выделены три модели системы качества:

• ISO 9001 — модель системы качества по обеспечению качества охватывает процессы проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания;

• ISO 9002 — модель системы качества по обеспечению качества охватывает процессы производства, монтажа и обслуживания;

• ISO 9003 — модель системы качества по обеспечению качества при окончательном контроле готовой продукции и испытаниях.

2. Стандарты ISO 9000–2000. Это семейство стандартов принято в России в качестве основополагающих для разработки системы менеджмента качества, охватывающей все аспекты деятельности организации. Построенная на базе ISO 9000–94 система качества рассматривается как нижний, необходимый уровень, не всегда удовлетворяющий требованиям потребителей.

Основной концепцией пересмотра и подготовки новой версии стандартов ISO 9000–2000 стало их сближение с идеологий тотального менеджмента качества (TQM).

Госстандарт в соответствии ISO 9000–2000 выпустил в 2001 г. без изменения содержания (принцип «обложки») государственные стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000–2001. СМК. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001–2001. СМК. Требования.

ГОСТ Р ИСО 9004–2001. СМК. Рекомендации по улучшению деятельности.

ГОСТ Р ИСО 19011. СМК. Методические указания по проверке системы качества.

Стандарты EN 45000 направлены на введение единых международных требований к качеству продукции и взаимным признанием результатов испытаний и сертификации. Для этих целей странами — членами ЕЭС разработана система Европейских норм (EN), на основе которых образовано семейство стандартов EN-45000. Директивами ЕЭС они вводятся на территории Европейского союза.

Стандарт EN 45013. В рамках Европейской организации качества (ЕQO) разработана единая концепция образовательной деятельности в области качества и сформулированы требования к органу, производящему сертификацию персонала (эксперт-аудитор по качеству, менеджер по качеству, специалист по качеству), отраженные в стандарте EN-45013.

Стандарты серии EN 45000 разделены на две большие группы. Одна группа содержит требования к группам однородной продукции (например, станкам, приборам, автомобилям) или к отдельным свойствам товаров (например, электромагнитная совместимость изделий). Вторая группа системных стандартов определяет принципы взаимного признания результатов испытаний и сертификации. Она основана на использовании единых требований к процедурам сертификации и признания соответствия во всех странах.

Стандарт EN 45013. В менеджменте качества особое значение придается образовательному процессу и пропаганде философии качества. Головной организацией, объединяющей международную деятельность в области качества, является Европейская организация качества (EQO), проводящая ежегодные конференции и семинары по проблемам качества. В рамках этой организации разработана единая концепция образовательной деятельности в области качества.

Согласно этой концепции предлагаются три степени квалификации: эксперт-аудит по качеству, менеджер по качеству, специалист по качеству.

Стандарты ISO 14000. С 1998 г. в стране наряду с системами качества предприятий начинают формироваться системы управления окружающей среды в соответствии со стандартами ISO 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие первая группа стандартов на основе ИСО серии 14000 c обозначением ГОСТ Р ИСО 14000–98.

Три модели обеспечения качества отражают различные формы организационных и функциональных возможностей организации. Они позволяют сделать обоснованный выбор заказчику и поставщику продукции, а также корректно зафиксировать взаимные требования в договоре (в контракте) на разработку, поставку или испытание продукции.

Первая модель — стандарт МС ИСО 9001 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях разработки (проектирования, производства, монтажа и обслуживания)". Он используется тогда, когда изготовитель (поставщик) должен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на всех стадиях жизненного цикла продукции от проектирования до обслуживания. Область организационного применения — договор (контракт) на поставку, включающий проведение опытно-конструкторских работ. Требования к продукции выражаются в основном с позиций эксплуатационных характеристик. Данная модель качества содержит наиболее полный набор требований при строгом соблюдении всех элементов управления качеством.

Вторая модель — стандарт МС ИСО 9002 "Система качества. Модель обеспечения качества на стадиях производства и монтажа". Этот стандарт применяется в условиях, когда требования к продукции устанавливаются с точки зрения уже разработанного проекта. В этих случаях необходимо подтвердить возможности изготовителя (поставщика) в части производства и монтажа продукции. Хотя в договоре (контракте) рекомендуется использовать полный набор требований, строгость соблюдения некоторых из элементов управления качеством может быть ослаблена.

Третья модель — стандарт МС ИСО 9003 "Система качества.Модель обеспечения качества на стадии контроля и испытания готовой продукции. Эта модель устанавливает возможности и обязанности изготовителя поставщика) в части контроля и испытания поставляемой продукции, Третья модель качества может содержать полный набор требований, практически ограничивается только частью элементов управления качеством. Строгость соблюдения некоторых из них может быть ослаблена, как и во второй модели.

Отметим, что вся серия стандартов инвариантна к сфере применения: она используется при производстве и поставке материальных товаров и нематериальных товаров — услуг. Поэтому рассматриваемые стандарты важны для потребителей и изготовителей продукции.

При работе со стандартами МС ИСО 9000 возникает необходимость выполнения в организации новых видов деятельности: разработки стратегии и политики организации в области качества, организации или реорганизации маркетинга, учета и контроля затрат на качество, прослеживаемости и идентификации продукции, широкого применения инструментов отслеживания качества и т.д. Концепция экономической оценки, принятая в МС ИСО, является действенным инструментом определения последствий решений по повышению качества, исключению издержек от ненадлежащего качества.

  Исследование рынка  
  Разработка концепции продукта  
  Проектирование
  Испытания
  Подготовка производства  
  Снабжение  
  Производство
  Контроль готовой продукции
  Хранение
  Отгрузка
  Обслуживание
  Утилизация

Рис. 7.3.3. 12 стадий жизненного цикла продукции

В развитии МС ИСО можно проследить две стадии, соответствующие периодам издания международных стандартов ISO 9001–94 на систему качества (СК) и ISO 9001–2000 на систему менеджмента качества (СМК). На первой стадии руководящая идея состояла в том, чтобы деятельность в области качества охватывала весь жизненный цикл продукции (ЖЦП), составляющий определенную последовательность взаимосвязанных процессов, начиная с маркетинговых исследований и заканчивая утилизацией продукции (рис.7.3.3), и была направлена на выполнение при этом обязательного набора требований к системе качества (табл.7.3.2).

Состав, структура системы качества и требования к элементам качества определены стандартами Международной Организации по Стандартизации (ИСО) серии 9000 (в России - система стандартов ГОСТ РФ 40.9000). В стандартах качества серии 9000 предусмотрены 12 стадий жизненного цикла продукции (рис. 7.3.3).

В стандарте ИСО 9 001 введены 20 элементов качества, на которые распространяется действие стандарта (табл. 7.3.2).

Таблица 7.3.2. Элементы качества по ИСО 9001

Элемент качества Комментарий
1. Ответственность руководства Ответственность руководства и персонала за качество: документация, организация, обучение, мотивация
2. Система качества Создание всеобщего менеджмента качества
3. Контроль контракта Контроль контракта на поставку продукции потребителю: качество подго­товки, заключения и выполнения кон­трактов
4. Управление проектированием Качество процесса разработки: от концепции до технического проекта включительно (документация, органи­зация, обучение, мотивация).
5. Управление доку­ментацией Управление документацией и данными в системе качества
6.   Закупки продукции Приемка товара у поставщиков, опе­рации по приемке
7. Продукция, предоставленная потребителем Разграничить то, что передает заказ­чик, от собственной продукции
8. Идентификация про­дукции и ее прослеживаемость Классификаторы, маркировка, учет партий продукции
9.   Управление процес­сами Производственное планирование, товаро-материальный учет, качество из­мерительного оборудования, мотива­ция
10. Контроль и прове­дение испытаний Технологические карты контроля, про­токолы контроля
11. Контрольное, изме­рительное и испыта­тельное оборудова­ние Надзор за средствами контроля
12. Статус контроля и испытаний Отделение годной продукции, марки­ровка, раздельное хранение
13. Управление несоот­ветствующей про­дукцией Управление несоответствующей (дефектной) продукцией, в том числе, ограничение доступа к браку
14. Корректирующие и предупреждающие действия Предотвращение причин появления дефектов, возникновения брака по­вторно
15. Погрузочно-разгрузочные рабо­ты, хранение, упа­ковка и поставка Сохранение качества продукции в хо­де логистических операций
16.   Регистрация данных о качестве   База данных для предоставления дока­зательств качества потребителю    
17. Внутренняя проверка качества Цикл Э. Деминга в подразделении
18. Подготовка кадров Планы, навыки, сертификаты
19. Техническое обслу­живание Сервис, качество обслуживания
20. Статистические методы Управление процессами на основе знания статистических закономерностей

Концепция обеспечения качества получила развитие в ISO 9000-2000 и переросла в концепцию менеджмента качества. Менеджмент качества осуществляется посредством четырех базовых функций: планирования (planing), обеспечения (assurance), управления (control) с целью стабилизации качества и улучшения (improvement) качества, в выполнении которых проявляется последовательность, непрерывность и цикличность их осуществления. Эта особенность функций отображена в виде «колеса» или цикла PACI подобно циклу Деминга, состоящему также из четырех функций: планирования (plan), исполнения (do), проверки (check), исправления (action) и обозначенному как цикл PDCA, которому следуют при оперативном управлении качеством.

Дадим определение каждой из функций менеджмента качества.

Планирование качества — функция менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Обеспечение качества — функция менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Управление качеством — функция менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству в процессе производства продукции.

Улучшение качества — функция менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Концепцией менеджмента качества делается акцент на системном подходе к формированию внутренней среды организации путем объединения в одну цепочку четырех бизнес-процессов: административных — ответственность руководства и менеджмент ресурсов, основного бизнес - процесса — жизненный цикл продукции, вспомогательных бизнес-процессов — измерение, анализ и улучшение качества продукции.

Таким способом устанавливается тесное взаимодействие функций и процессов менеджмента в области качества с процессами выпуска продукции, обслуживающими и вспомогательными. В результате формируется система менеджмента качества. Ее концептуальная модель построена на основе процессного подхода с приложением его к системе по принципу «подход к системе как к процессу». В модели заинтересованные стороны генерируют требования к качеству продукции и оценивают удовлетворенность качеством поставленной продукции. Преобразование входов в выходы осуществляется процессами жизненного цикла продукции. Четыре бизнес-процесса (на входе – требования; поставщики и другие заинтересованные стороны и на выходе - удовлетворенность; потребители и другие заинтересованные стороны) включают всю систему видов деятельности в рамках системы менеджмента качества, которая отвечает изложенным ранее принципам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: