Только вовлечение абсолютно всех сотрудников предприятия в работу по подаче кайдзен позволяет получить значительный эффект: это связано именно с массовым характером внедрения предложений, т.к. большинство из предложений имеют не большой экономический эффект. Например, на фирме Matsushita в 1985г. было подано более 6-ти миллионов предложений, при этом в одной из организаций 1-м человеком было подано 16821 предложение за год. В некоторых фирмах среднее количество предложений, поданных 1-м человеком превышает 100 шт. в год, например, в компании Aisin-Warner среднее число предложений, поданных одним рабочим в 1982г. составило 127.
Необходимо отметить, что внедрение системы кайдзен на предприятии в приказном порядке невозможно. Только добровольное (без принуждения) участие в подаче кайдзен со временем даст нужный эффект. Руководство предприятия должно понимать, что процесс внедрения системы кайдзен может потребовать от 5 до 10-ти лет. Японский опыт говорит о том, что внедрение системы кайдзен обычно проходит в 3 этапа:
- на первом этапе менеджмент должен помочь сотрудникам подавать предложения (формулировать идеи), пусть самые простые, направленные на улучшение методов своей работы, участка или цеха. Это заставит сотрудников задуматься над тем, как они выполняют свою работу, что можно улучшить, как облегчить работу и т.п.;
- на втором этапе менеджмент должен сделать акцент на обучении сотрудников, для чего необходимо обучить их методам поиска проблем, а также методам анализа и устранения проблем. Все это требует специальной подготовки;
- на третьем этапе, когда сотрудники не только заинтересованы, но и подготовлены к разработке кайдзен, можно ставить вопрос об экономическом эффекте поданных кайдзен.
На первом этапе внедрения системы кайдзен далеко не все сотрудники будут генерировать идеи и подавать предложения, только после того, как появятся положительные примеры внедрения кайдзен активность сотрудников начнет возрастать. Форсировать этот процесс нецелесообразно, нужно подождать, пока люди добровольно начнут участвовать в подаче кайдзен.
Подача кайдзен должна быть направлена на решение следующих задач на рабочем месте, участке, цехе:
- упрощение работы;
- ликвидация тяжелого, нудного, монотонного труда;
- устранение помех в работе;
- повышение безопасности труда;
- повышение производительности;
- повышение качества продукции;
- экономия рабочего времени и снижение затрат;
- совершенствование оборудования, приспособлений и инструмента;
- совершенствование изготавливаемой продукции и т.п.
Вообще сотрудники должны иметь возможность подавать кайдзен не только по своей работе, но и по работе других подразделений и предприятия в целом.






