Как организовать управление небольшой фирмой

Иногда думают, что малая фирма — это уменьшенная копия большой. Это не так. У них разные методы хозяйствования. Для малых фирм главным является реакция и скорость. Гибкость позволяет малому бизнесу выжить даже в условиях жесткой конкурентной борьбы. Малые фирмы имеют, как правило, небольшие штаты, и формы управления ими существенно упрощены. Все это можно рассматривать как преимущество малого бизнеса. Отличительной чертой такой упрощенной структуры является прямое воздействие на бизнес и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Достоинство системы управления малым предприятием — невозможность получения подчиненными противоречивых заданий и распоряжений, полная ответственность


Как организовать управление небольшой фирмой ________________ 151

руководителя за результаты работы, обеспечение принципа единоначалия.

С другой стороны, использование упрощенной структуры управления чревато определенными негативными последствиями. Руководитель должен обладать разносторонними знаниями для осуществления эффективного менеджмента на всех направлениях деятельности и часто при отсутствии специалистов по реализации отдельных функций управления (производство, сбыт, финансы и др.). Эта система требует и значительных усилий руководителя, направленных на личный контроль за постоянными изменениями рыночной обстановки. Успешно справляться со всеми этими функциями — очень сложная задача для одного человека. Без поддержки и помощи партнеров или семьи трудно добиться быстрого успеха.

Основная нагрузка по управлению предпринимательской деятельностью ложится на владельца предприятия (индивидуальное предпринимательство) или на участника, имеющего основную или наибольшую долю в уставном капитале (общество, товарищество). Они определяют цели и основные задачи фирмы, выполняют представительские функции (заключение договоров), осуществляют общее руководство, занимаются планированием и управлением финансовыми ресурсами, контролируют денежные потоки и ценообразование. Их основная забота — прибыль, а не занятость персонала.

Важная роль в управленческой структуре малой фирмы принадлежит специалисту по сбыту и закупкам. В его обязанности входит реализация заключенных договоров, исследование рынка, подготовка предложений по формированию портфеля заказов, цен и реклама. Эту должность может занимать служащий, приглашенный со стороны на контрактной основе, или один из учредителей фирмы.

Третью ступеньку в иерархии управления малой фирмой занимает менеджер по производству (производственное предприятие) или администратор (торговое предприятие). Он обеспечивает текущее руководство основной деятельностью фирмы, осуществляет постоянный контроль за работой персонала, расходом сырья и материалов, отвечает за выполнение планов по основным производственным показателям.



• Как начинают бизнес


Не обойтись малой фирме и без квалифицированного бухгалтера или бухгалтера-консультанта. Его служебные обязанности состоят из ведения бухгалтерского учета, регистрации совершившихся операций, составления отчетных бухгалтерских документов, проведения анализа финансовой деятельности и подготовки предложений по повышению экономической эффективности работы фирмы.

Уровень организации управленческой деятельности в значительной степени будет зависеть от квалификации делопроизводителя, в обязанности которого входит также выполнение секретарских и диспетчерских функций.

Большинство вновь создаваемых предпринимательских образований нацелены на реализацию весьма утилитарных целей, среди которых основная — получение сиюминутной прибыли за счет максимального расширения сферы деятельности и использования накопленного потенциала привлекаемых специалистов. При этом вопросы рационального построения организации, обеспечивающего ее дальнейшее развитие, как правило, не рассматриваются, что неизбежно приводит к дополнительным ошибкам в управлении.

По сложившейся традиции менеджмент концентрируется в трех сферах: финансы, производство и сбыт. Поэтому для процветания бизнеса необходимо тесное сотрудничество финансиста, производственника и продавца. Они должны обладать различными способностями и быть профессионалами каждый в своей области. Основная забота финансиста — прибыль, поступление и расходование денег. Производственник должен знать все о сфере деятельности фирмы и обладать организаторскими способностями. Его главная забота — снижение стоимости производства. Считается, что чем он меньше знает о финансах и продажах, тем лучше. Опыт говорит о том, что производственник всегда будет назначать на продукцию самые низкие цены: ему не понятно, почему продажи требуют усилий и денег, почему необходимо тратить значительные средства на рекламу. Задача продавца — продать товар, поэтому он должен все знать о товаре, потребителях, конкурентах. Это должен быть общительный человек. Каждый из перечисленных выше специалистов чаще всего создан только для своего дела. Очень редко встречаются люди, которые имеют способности к нескольким видам деятельности.


Рекомендации по работе с персоналом




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: