Жизненный цикл предприятия и его влияние на бизнес

Жизнь любого предприятия, как и жизнь человека, проходит все стадии от рождения до прекращения существования. Длительный жизненный цикл — удел немногих предприятий. Причина этого в специфических чертах организации, возможностях фирмы приспособиться к непрерывно меняющимся условиям. Большинство предприятий проходят в своем развитии шесть основных стадий: рождение, детство, юность, зрелость, старение, смерть или возрождение. Каждая из стадий имеет свои характерные черты и особенности, знание которых позволяет избежать многих ошибок в процессе становления и развития бизнеса, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям на рынке, выжить и надолго закрепиться в бизнесе.

Рождение фирмы связано с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель в этот период — выживание, а основная задача — выход на рынок. На этой стадии жизненного цикла предпринимателя отличают вера в успех, готовность рисковать, большая работоспособность при минимальном вознаграждении, малое количество единомышленников.

Появление нового предприятия — это результат деятельности смелых предприимчивых людей, обладающих новаторскими качествами. В этот период предприятие характеризуется особой боевитостью, для его владельцев все ново и необычно, они стремительно учатся основным практическим премудростям бизнеса. Главным на этой стадии является не получить прибыль, а удержаться в бизнесе, выжить. Практическим результатом стадии ро-


Жизненный цикл предприятия и его влияние на бизнес ________ 147

ждения предприятия является умение «делать деньги» и работать безубыточно^

Стадия детства характеризуется целеустремленностью предприятия. Меняется и его основная цель. Теперь она заключается в достижении кратковременного успеха и обеспечении бурного роста. Основной задачей, которой на этой стадии придается особое значение, является достижение определенной конкурентоспособности предприятия, позволяющей ему закрепиться в бизнесе. В этот период предприятие существенно укрепляет свои позиции на рынке, пытается, хотя и все еще на интуитивном уровне, планировать некоторые свои операции.

Менеджерский состав предприятия пока еще не имеет достаточного опыта, чтобы на предварительной стадии более или менее реально оценить выгодность сделки, а следовательно, остановить свое внимание на самых прибыльных из них. В результате предприятие участвует почти во всех договорах, которые ему предлагаются, что сказывается на общем уровне его доходности. Рост деловой активности не всегда сопровождается адекватным ростом прибыли.

Из-за неопытности и некомпетентности менеджеров в этот период распадается подавляющее большинство фирм, достаточно успешно начавших свое дело.

Детство и в бизнесе считается самым опасным возрастом. В этот период предприятия, которые закрепились на рынке, начинают быстро развиваться. Для них характерен стремительный рост деловой активности по сравнению с более медленным изменением управленческого потенциала. Когда бизнес быстро растет, то многие недостатки попросту не видны, а на другие и так никто не обращает внимания, считая их несущественными. В этом и заключается основная ошибка начинающих предпринимателей. В бизнесе нет мелочей, все в конечном счете сказывается на жизнедеятельности и выживаемости предприятия. Об этой особенности бизнеса лучше знать заранее, чем убеждаться в ее существовании на собственном горьком опыте.

Следует помнить, что у каждого предприятия есть свой естественный темп роста, при котором обеспечивается финансовая устойчивость бизнеса, и если ему не следовать, то дело свернется. Но существует и другая опасность. Если фирма начинает очень быстро преуспевать, то, как правило, наступает эйфория



Как начинают бизнес


и за ней обязательный провал. На этой стадии жизненного цикла, независимо от тех успехов, которых вы достигли, необходимо понимание того, что ошибки и провалы неизбежны. Поэтому к ним следует быть готовым всегда. Если вы это понимаете, то постоянно будете искать способы защиты, что позволит удержаться в бизнесе.

Юность характеризуется переходом от комплексного менеджмента, осуществляемого одним человеком или небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм планирования и прогнозирования. На смену интуитивному риску приходит расчет специалистов. Основная цель предприятия в этот период — ускоренный рост. Характерной чертой предприятия становится проведение гибкой маркетинговой политики, что позволяет ему получить свою часть рынка. От форсированного роста деловой активности предприятие переходит к планированию прибылей.

Однако на этой стадии жизненного цикла появляются и новые проблемы, решение которых позволяет предприятию усилить свои позиции в бизнесе. Во-первых, в этот период значительно возрастают эксплуатационные расходы, а руководители предприятия не всегда могут их объективно оценить. Останутся в бизнесе лишь те, кто правильно понимает значение учета и планирования издержек, так как успех на стадии юности определяется не столько величиной оборота, качеством товара, сколько уровнем издержек в объеме продаж. Только понимание того, что доходность бизнеса зависит, в первую очередь, от целенаправленной работы по сокращению издержек, позволит достигнуть успеха в предпринимательской деятельности. Это особенно актуально для самых преуспевающих фирм. Руководители таких фирм часто переоценивают собственную значимость и заслуги и перестают принимать в расчет аксиомы бизнеса.

Во-вторых, в команде единомышленников в этот период могут начаться трения в связи с появлением новых членов коллектива — специалистов в той или иной узкой области бизнеса. Не всегда члены управленческой команды, которая стояла у истоков предприятия, могут безболезненно согласиться с потерей части своей власти и добровольно передать некоторые права и полномочия наемным менеджерам. Если в данный период не будет найдено компромиссное решение, то предприятие, как


Жизненный цикл предприятия и его влияние на бизнес ___________ 149

свидетельствует опыт, ожидают нелегкие времена На этой стадии желательно осуществление непосредственного управления фирмой ее основателем или, если таковых несколько, одним из них, у которого наибольшая доля в уставном капитале.

Зрелость предприятия тесно связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, диверсификацией бизнеса. Различают три этапа зрелости: ранняя, промежуточная, окончательная. Если на этапе ранней зрелости основной целью является обеспечение устойчивого роста, а главной задачей — рост по разнообразным направлениям, то на окончательной, соответственно, формирование индивидуальности, имиджа фирмы и сочетание разнообразных интересов. В период зрелости происходит и постепенная трансформация способа руководства от децентрализованного в ранней к централизованному в промежуточной и до коллективного в окончательной зрелости.

В целом развитие предприятия в период зрелости ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. Удовлетворенность же высших менеджеров фирмы логичностью и стройностью системы управления замедляет интерес к адаптации, обновлению и децентрализации. В данном случае к власти в фирме приходят опытные администраторы, а талантливые специалисты заменяются более послушными. Именно в этом возрасте активно нарождается бюрократия и появляется самодовольное сознание завершенности движения вперед, что ведет к потере способности к самообучению. Бюрократия, если нет сильного противодействия ей, становится с течением времени все больше обеспокоена созданием комфортных условий собственного существования, а не поиском новых путей и возможностей. При таком положении фирма может потерпеть крах от одной-единственной неудачи.

Продолжительность периода зрелости во многом зависит от правильного подбора состава управленческой команды, в которой должны быть не только подготовленные, опытные администраторы, но и люди неудовлетворенные, имеющие свое мнение и готовые к изменениям. Первым признаком того, что предприятие переходит в следующую стадию своего жизненного цикла, является все большее стремление высших менеджеров уйти от обсуждения различных альтернатив и новых путей и постепенный возврат к прошлому опыту.



Как начинают бизнес


Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии, наличием громоздких структур управления, значительно возросшей долей накладных расходов, глухотой к новым идеям. Фирма перестает адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Высшие руководители превращаются в обычных администраторов, которые все знают и для них нет никаких секретов в том бизнесе, которым они занимаются. В этот период фирма ведет борьбу за выживание, так как ее дела идут все хуже. Если не придет понимание сути происходящего и не начнется осознанная работа по возрождению, то деятельность предприятия завершается банкротством и сменой собственника.

Возрождение фирмы — это прежде всего ее обновление В современном деловом мире единственным постоянным фактором являются перемены. Эффективный менеджмент и должен управлять изменениями, приспосабливая к ним свои административные службы, стратегии, системы, продукцию, чтобы победить неблагоприятные обстоятельства, подрывающие конкурентоспособность фирмы. Чаще всего возрождение связано с приходом новой управленческой команды, которая в состоянии осуществить внутреннюю перестройку предприятия и изменить структуру управления. Борьба за возрождение всегда начинается сверху, с высшего звена управления, в составе которого появляется кто-то, кто осознает необходимость перемен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: