Россия и Запад

Россия, в обмен на поддержку «радикальных» реформ, шла в фарватере внешней политики Запада. Отсюда следовало: резкое падение международного авторитета, ослабление влияния на развивающиеся страны, снижение миротворческой роли.

Российское руководство, как прежде союзное, отдавало предпочтение дальнему зарубежью, прежде всего, налаживанию и укреплению российско-американских отношений. В январе 1993 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений — ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон предполагалось сократить на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991 г.). (Мы сократили 3 тыс. ракет СС-20, тем самым ослабили свою боеспособность). Трудности поло­жения российской стороны в ходе подписания и ратификации до­говора состояли в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Белоруссией и Казахстаном она оставалась единствен­ной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А последняя, в свою очередь, не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы.

Важным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Москов­ского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.

Провозгласив себя правопреемником СССР и заняв место СССР в ООН и ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудни­честву в Европе), Россия продолжила линию, которую проводило союзное руководство в последние годы своего существования. Однако эффективность внешней политики российского руково­дства не могла быть высокой, что обуславливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего, резким ослаблением ее военной мощи. Это наиболее ярко проявилось в присоединении России к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира" (1994г.). Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в Югославию для умиротворения конфликтующих сторон. Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего факто­ра мира во всем мире не привел к утверждению принципа балан­са интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы (1996г.). Руководство НАТО с 1994г. активизировало курс на расширение своей организации за счет стран бывших членов ОВД (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония).

Вероятность приближения военно-политического блока к необустроенным границам России обеспокоила политическую эли­ту страны. Она посчитала неубедительными заявления руково­дства США о том, что демократическая Россия не рассматривает­ся им в качестве противника. Возникшую напряженность в неко­торой степени смягчил Основополагающий акт о взаимоотноше­ниях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г. Согласно акту, американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран— бывших членов распущенной в 1991 г. Организации Варшавского Договора, а прибалтийские республики не будут приняты в состав НАТО в обозримом будущем.

Однако эти договоренности не соблюдались, НАТО расширяется на восток, с 1997 г. начинается процесс вхождения стран Восточной Европы в НАТО.

В 90-е годы намного сократились масштабы экономического со­трудничества между Россией и странами Восточной Европы. Практически свернутой оказалась производственная кооперация, связи сводились в основном к торговле, притом в относительно скромных масштабах. Исключение составляли страны Балтии, которые за счет российских грузопотоков получали до 60% своих валютных доходов. Налаживание новых отно­шений на рыночной основе тормозилось и таким «наследием про­шлого», как проблема взаимных долгов. После перехода в 1990 г. во взаиморасчетах со странами СЭВ с переводных рублей на твердую ва­люту СССР превратился из кредитора восточноевропейских стран в их должника. Россия же, приняв на себя после распада СССР его долговые обязательства, оказалась должна практически всем государ­ствам Восточной Европы. Сумма долга варьировалась от нескольких десятков миллионов переводных рублей Румынии до 5 млрд. долларов Чехословакии. Все это блокировало экономические связи между быв­шими союзниками. Только во второй половине 90-х годов переговоры о порядке погашения долгов привели к конструктивным взаимопри­емлемым соглашениям.

При однозначном экономическом стремлении стран Восточной Европы в ЕС здесь в этот период происходило осознание сложности интеграции в европейские структуры. Наметился взаимный спад существовавшей в 1991-1992 гг. эйфории. Более строгий учет собственных возможностей и геоэкономических процессов подводил лидеров этих стран к заяв­лениям о своем особом пути европейской интеграции и отношениях с соседними странами, включая Россию.

ООН все больше теряет свой авторитет, что ведет к доминирующему положению США в мире и развязыванию военных конфликтов. В 1999 г. отношения России с НАТО обострились в связи с на­чавшейся 24 марта военной операцией НАТО против Югославии. Руководство России (премьер-министр Е.Примаков) расценило военное вмешательство стран Североатлантического альянса во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН как серьезный удар по системе международной безопасности.

Внешнеполитической "сверхзадачей" России во второй поло­вине 90-х годов стала защита своей геополитической роли в ре­гионах Европы и Азии, где она традиционно присутствовала в интересах собственной безопасности. Этому способствовали Со­глашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом (ЕС) (1994 г.), вхождение России в Совет Европы (1996 г.), под­писание Основополагающего акта о взаимоотношениях с НАТО (1997г.), присоединение к "большой семерке" (Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) и превращение послед­ней в "большую восьмерку" (1997 г.), вхождение в "Парижский клуб" - международной организации, обслуживающей государ­ственные долги (1997 г.).

В 1996 г. Россия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН (Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии) по совмест­ному решению общих социально-экономических и политических вопросов. На тот период в ее состав входило 7 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Партнерство усилило позиции России не только в Юго-Восточ­ной Азии, но и шире — в азиатско-тихоокеанском регионе.

И все-таки к концу 90-х годов США и страны Европейского Союза не признали Россию демократическим государством и страной с рыночной экономикой, несмотря на то, что более 60% ее национального дохода создавалось в частном секторе. Россий­ский экспорт в эти страны находился в невыгодном положении и был уязвим для антидемпинговых пошлин, особенно в США. Мир становится однополярным, авторитет России на международной арене значительно снижается, ведущие страны не считаются с ее национальными интересами.

Россия и югославский кризис

Начало боевых действий на террито­рии Югославии связано с объявлением 25 июня 1991 г. Словенией и Хорватией о своей полной независимости и о выходе из состава Юго­славии. Это произошло после проведения на территории этих респуб­лик референдумов, в которых за это проголосовало большинство на­селения. Вслед за объявлением независимости на территорию сепара­тистов вступили части Югославской народной армии (ЮНА).

Особенно сложно складывалась ситуация в Хорватии. Здесь жило много сербов, которые не хотели отделяться от Югославии. Власти же Хорватии стремились «самоопределиться» в существовавших админи­стративных границах, установленных вскоре по окончании Второй мировой войны бывшим руководителем Югославии И. Тито (хорва­том по национальности), а также включить в состав вновь образуемо­го государства населенные хорватами земли Боснии и Герцеговины. Это привело к тому, что хорватские сербы осенью 1991 г. провозгла­сили независимость от Хорватии, создали ряд своих территориальных образований и заявили о желании объединиться с Югославией. Им на помощь пришла ЮНА, и в места ее столкновений с хорватами в кон­це 1991 г. были введены «голубые каски» ООН.

Намного запутаннее этнополитическая и конфессиональная ситу­ация была в Боснии и Герцеговине. Мусульманская и хорватская об­щины стремились к отделению от СФРЮ, чего не желали жившие здесь сербы. В результате весной 1992 г. в регионе существовали: Хорватское государство Герцеговина—Босния, мусульманское Босния и Герцеговина; им противостояла Республика Сербская Боснии и Герцеговины. Еще ранее на территории республики использовались силы ЮНА. В столкновениях между общинами имели место и «этнические чистки».

В последний год существования СССР высказывался за сохране­ние целостности СФРЮ и дистанцировался от происходящих в ней событий. Однако с начала 1992 г. ситуация резко изменилась. Вслед за США и рядом европейских государств независимость Хорватии, Сло­вении, Боснии и Герцеговины признала и Россия. Она также «поло­жительно отнеслась к воле народов Сербии и Черногории жить в еди­ном государстве», созданном в апреле 1992 г. и взявшем название Со­юзная Республика Югославия (СРЮ). Российская внешнеполитическая линия в конфликте в 90-е годы определялась, с одной стороны, дав­лением патриотического, коммунистического большинства в парла­менте, требовавшего защиты исторического союзника России на Бал­канах, с другой — позициями западных партнеров, от кредитов и политической поддержки которых во многом зависела стабильность внутриполитического положения руководства Российской Федерации.

Изначально страны Запада стремились помешать использованию вооруженных сил СРЮ для поддержки сербских сил на территориях недавно возникших стран. С этой целью 30 мая 1992 г. СБ ООН принял решение о введении режима санкций против СРЮ за участие в бос­нийском конфликте. Тогда Россия проголосовала за санкции, кото­рые больно ударили по экономике СРЮ. В то же время она принимала активное участие в попытках урегулирования югославского кризиса, будучи членом международной Контактной группы (КГ). Однако ста­новилось все очевиднее, что Запад не является беспристрастной сто­роной в конфликте, поддерживая антисербские силы. Это нашло от­ражение в бомбардировках в 1994 и 1995 гг. позиций воюющих сербов авиацией стран НАТО, осуществленных на основе расширительной трактовки резолюций ООН, против чего выступала Россия. В резуль­тате политического и военного давления руководство СРЮ (воглавляемое С. Милошевичем) весной 1995 г. согласилось признать Боснию и Герцеговину, а также и Хорватию в их, международно признанных, границах, и бойкотировать боснийских и украинских сербов до приня­тия мирного плана.

Широкий круг проблем бывшей Югославии нашел отражение в документах, подготовлен иных в ноябре 1995 г. в Дейтоне (США) и оформленных в Парижских соглашениях 14 декабря 1995-го. Соглаше­ния предусматривали и проведение военной операции, согласно ко­торой в регион вводились международные силы для выполнения дос­тигнутых договоренностей. Их общая численность определялась в 60 тыс. человек, в том числе 20 — военнослужащие США. Россия свое участие в миротворческих силах оговорила особыми условиями.

Новое обострение югославского кризиса началось в 1998 г. Фактическое поражение сербов в 1991 — 1996 гг. способствовало оживле­нию радикального сепаратистского движения албанцев в сербской области Косово. На территории соседней Албании формируется так называемая «Освободительная армия Косово» (OAK). В ответ на ее террористические действия против сербов сербская полиция прово­дит ответные операции, которые албанской стороной квалифициру­ются как геноцид против мирного населения. Однако при активном участии стран НАТО формируется международное мнение об ответ­ственности за этнические чистки, в первую очередь сербской сторо­ны. Предлогом для силового решения конфликта стало для НАТО об­наружение тел 45 албанцев, убитых в местечке Рачак в Косово. В рам­ках начавшейся 24 марта 1999 г. военной операции под названием «Союзнические силы», в которой приняли участие 13 стран—членов НАТО, были нанесены ракетно-бомбовые удары по военным и граж­данским объектам СРЮ, которые повлекли за собой огромные чело­веческие жертвы и материальные потери. Погибли 2 тыс. гражданских лиц, 7 тыс. получили ранения, 30% из них — дети. Материальный ущерб превысил 200 млрд. долларов. Бомбардировки были прекраще­ны 10 июня 1999 г., когда СРЮ приняла натовский ультиматум. Из Косово выведены сербские войска, а вместе с международными силам и в край вернулись не только албанские беженцы, но и боевики OAK. Как полагают специалисты, в нынешних условиях вероятность отторжения Косово от СРЮ заметно возросла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: