Операция «А»1

За два дня до начала операции противника против Марианских о-вов, а именно 9 июня, наши само- леты-разведчики совершили разведывательный полет над атоллом Маджуро, который служил базой американс- кого военно-морского флота. Разведка не обнаружила находившихся там до последнего времени американских кораблей. Эти данные наряду с агентурными донесени- ями свидетельствовали о том, что намечается крупная операция американского военно-морского флота. Исхо- дя из этого, главнокомандующий Объединенным флотом

10 июня отдал приказ о подготовке к решающему сра- жению в соответствии с оперативным планом «А». Од- нако приказа о начале сражения, который ожидался в

1 В западной историографии Второй мировой войны этот бой по- лучил не вполне точное наименование первого Филиппинского сра- жения.


связи с нападением оперативного объединения против- ника на Марианские о-ва, пока не последовало. Види- мо, произведенная атака расценивалась всего лишь как воздушный налет, какие неоднократно совершались и прежде. Поскольку существовало опасение, что высад- ка десанта может произойти на другом направлении, 1-й воздушный флот воздерживался от активных наступа- тельных действий.

Однако, когда 13 июня начался обстрел из корабельных орудий, обстановка в основном прояснилась. Главнокоман- дующий Объединенным флотом Тоёда, находившийся на якорной стоянке у о. Хасира в западной части Внутренне- го моря, вечером 13 июня отдал приказ о готовности к ре- шительному сражению по оперативному плану «А». Этим же приказом временно приостанавливались действия по плану «операции единения» и занятые в ней части возвра- щались к месту постоянного базирования. Затем рано ут- ром 15 июня был отдан приказ о начале решительного сра- жения согласно оперативному плану «А», 1-му воздушно- му флоту было приказано начать наступление. В тот же день приказом ставки Объединенному флоту были пере- даны главные силы военно-морской авиации из Йокосука (около 120 самолетов). Тоёда сформировал из них авиаци- онное соединение Явата, направил его на о. Иводзима с подчинением командующему 1-м воздушным флотом. В результате этих мер почти все силы базовой авиации япон- ского военно-морского флота (всего 360 самолетов) были развернуты для участия в операции «А».

1-й маневренный флот — одно из основных среди со- единений, выделенных для участия в решительном сра- жении,— 16 мая сосредоточился в гавани Тавитави, в юго- западной части Филиппин, откуда 13 июня вышел на се- вер к проливу Гимарас. В пути командующий Одзава получил приказ о готовности к решительному сражению в операции «А» и приказал присоединиться к нему 1-й дивизии линейных кораблей, 5-й дивизии крейсеров и 2-й эскадре эскадренных миноносцев, которые находились в районе к северу от Австралии. Следуя прежним курсом, главные силы флота прибыли в пролив Гимарас, а в 8 час. утра 15 июня двинулись к Марианским о-вам.


Вечером 15 июня маневренный флот проходил через пролив Сан-Бернардино в центральной части Филиппин- ских о-вов. На основании сообщений, перехваченных с подводных лодок противника, было установлено, что он следит за действиями наших сил.

После потери базовой авиации на Марианских о-вах приходилось возлагать надежды на 480 самолетов, кото- рые должны были вернуться из района к северу от Авст- ралии. Однако командование обманулось в своих ожида- ниях. Поэтому в решительном сражении операции «А» могли принять участие только соединение Явата из соб- ственно Японии и оставшиеся самолеты с о-вов Трук. Дело в том, что генерал-лейтенант Сумида намеревался с на- чалом решительного сражения перебросить на о. Гуам части, расположенные на о-вах Трук, но они вступили в воздушный бой с группой истребителей противника над о. Гуам, понесли потери и в дальнейшем смогли лишь незначительными силами атаковать корабли противника на подступах к Сайпану. Соединение Явата тоже вступи- ло в бой с самолетами неприятельского маневренного соединения и, не нанеся противнику ощутимого урона, утратило свою боеспособность.

Таким образом, дело кончилось тем, что 1-й воздуш- ный флот, в состав которого входили почти все части ба- зовой авиации нашего военно-морского флота, был унич- тожен, так и не сумев нанести эффективного удара по врагу. Очевидно, главной причиной, имевшей губитель- ные последствия, явилось то, что инициатива была отда- на противнику. Вместе с тем сыграли свою роль и такие факторы, как слабое руководство боевыми действиями, недостаточная степень подготовки экипажей и неудовлет- ворительная готовность баз. Число самолетов, которые фактически приняли участие в операции «А» и вели бои, не превышало и 20% их общей численности1.

1 Дело не только в том, что американцы смогли создать перевес в силах. В данном случае причиной поражения явилась неудовлетво- рительная организация сил и плохое управление ими. Избранный способ действий — генеральное сражение — меньше всего отвечал обстановке, не приводил к достижению цели — остановить наступ- ление противника — и не имел шансов на успех.


16 июня 1-й маневренный флот, следуя на восток, в открытом море к северу от о-вов Палау объединился с отрядами, участвовавшими в «операции единения», и на рассвете 19 июня появился западнее\ о. Сайпан. Здесь было принято решение разгромить группу ударных авианосцев и другие группы маневренного соединения противника.

На рассвете 19 июня были обнаружены четыре груп- пы маневренного соединения противника. В промежутке между 7 час. 30 мин. и 8 час. 30 мин. утра был поднят в воздух и направлен для нанесения удара первый эшелон, состоявший из 129 самолетов 1-й воздушной флотилии,

49 самолетов 2-й воздушной флотилии и 78 самолетов

3-й воздушной флотилии, а в 10 час. утра вылетел второй эшелон — 18 самолетов 1-й воздушной флотилии и 64 самолета 2-й воздушной флотилии.

Тем временем флагманский корабль «Тайхо» подвер- гся торпедной атаке подводных лодок противника и спус- тя шесть часов после сильного взрыва затонул. Вслед за ним в ходе торпедной атаки подводной лодки был подо- жжен и потоплен авианосец «Сёкаку»1.

20 июня вице-адмирал Одзава перенес свой флаг на авианосец «Дзуйкаку» и был преисполнен решимости продолжать атаки. Однако вскоре 1-й маневренный флот подвергся налету примерно 300 самолетов противника.

Высшее военное руководство Японии, требуя от офицеров и сол- дат стойкости и готовности к самопожертвованию, само проявило растерянность, неспособность использовать те возможности, которы- ми располагало. Только этим можно объяснить, например, то, что в условиях недостатка в силах, когда противник имел численное пре- восходство и более совершенную технику, до 80% японской авиации бездействовало и в операции «А» участия не принимало.

1 К этому времени определилась тактика американских подвод- ных лодок против надводных кораблей противника. Подводные лод- ки действовали группами и производили атаки последовательно, каж- дая самостоятельно.

В данном случае японское соединение оказалось в зоне действия американских подводных лодок «Альбакор» и «Кавалла». «Альба-

кор», атаковавший «Тайхо», достиг попадания всего одной торпедой. Но ее оказалось достаточно для потопления новейшего большого авиа- носца, который только вступил в строй и сделал свой первый выход,

оказавшийся в то же время последним.


Подбитый японский бомбардировщик падает в море.

Немногие оставшиеся истребители были уничтожены, флагманский корабль «Дзуйкаку» получил прямое попа- дание, в авианосец «Хиё» попала торпеда, сброшенная с самолета-торпедоносца, а во время дрейфа он был торпе- дирован подводными лодками и затонул. Получил пря- мое попадание и авианосец «Дзунъё». Другие корабли были сильно повреждены.

Так закончилось морское сражение у Марианских о-вов.

22 июня маневренный флот лег на обратный курс в залив Накагусуку на Окинаве. Трудно было определить число са- молетов, не вернувшихся на базу после этого морского сра- жения. Ставка, основываясь на оценках, данных маневрен- ным флотом, сообщила, что было либо потоплено, либо сильно повреждено четыре-пять авианосцев противника, один линкор или крейсер и сбито свыше 160 самолетов. (По американским официальным данным, только четыре кораб- ля получили незначительные повреждения; потопленных вообще не было, а самолетов было потеряно только 33.)

Этот морской бой был самым крупным решающим сра- жением на море не только в истории войны за Великую Восточную Азию, но и в истории Второй мировой войны.

Японские силы в бою с превосходящими силами аме- риканских подводных лодок и авианосной авиации потер- пели поражение. В ходе решающего сражения в опера-


ции «А» японский флот прежде всего потерял большую часть базовой авиации. Из девяти авианосцев, участво- вавших в операции, было потеряно три, четыре корабля получили сильные повреждения и лишь два небольших авианосца остались в строю. Особенно серьезными были потери в палубных самолетах: из 360 самолетов, участво- вавших в сражении, осталось 25.

Данные о потерях, понесенных в этом решающем сра- жении, держались в глубокой тайне1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: