Опознавательные знаки

Версальский договор запрещал Германии иметь военную авиацию. И до середины 1930-х годов, то есть до прихода к власти на­ционал-социалистов во главе с Гитлером, все немецкие самолеты носили лишь граждан­ские обозначения. Возрождение военно-воз- душных сил Германии произошло в марте 1935 года, а в сентябре для самолетов люфт­ваффе был введен основной опознаватель­ный знак: «равносторонний» черный крест с белой обводкой, или так называемый балоч­ный крест (Balkenkreuz). Кресты наноси­лись по бокам фюзеляжа самолета, а также на верхних и нижних поверхностях его кры­льев. С осени 1936 года белая обводка вокруг креста стала дополняться черной обводкой. На киле самолетов изображался флаг НСДАП в виде широкой красной полосы с черной свастикой, вписанной в белый круг. Но в сентябре 1938 года этот хорошо види­мый издалека красно-белый флаг был отме­нен, и на киле осталась только черная свас­тика с тонкой белой обводкой. Вскоре белая обводка вокруг свастики была дополнена еще более тонкой черной обводкой. Крас­ные флаги на киле исчезли не вдруг. Многие самолеты носили их вплоть до начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Обста­новка боевых действий быстро заставила за­красить красный цвет одним из оттенков ка­муфляжа.

Пропорции, угол наклона и место расположения свастики (5W - ширина). Справа - после 1940 года

На рубеже 1939 и 1940 годов вид опознава­тельных знаков люфтваффе вновь немного изменился. У крестов на фюзеляже и на нижней поверхности крыла белая обводка была расширена. Но кресты на верхней по­верхности крыла остались прежними, с уз­кой белой обводкой. Впрочем, если вам встретится фотография самолета с крестами нового типа и на верхней поверхности кры­ла, не удивляйтесь. Перед вами обычное от­ступление от общепринятого образца.

Схема расположения крестов и тактических кодов на крыле и фюзеляже немецких самолетов

Расположение опознавательных знаков на самолете также подчинялось определен­ному правилу. До 1939 года кресты на верх­ней и нижней поверхности крыла располага­лись ближе к законцовкам крыла, а с 1939 го­да, когда была введена новая система обо­значений самолетов люфтваффе, кресты стали размещать ближе к середине крыла. На схеме показаны общие принципы размещения опознавательных знаков на са­молетах люфтваффе периода Второй миро­вой войны. Но надо заметить, что эта схема была довольно гибкой и не предписывала какого-либо одинакового стандарта для всех самолетов. Иными словами, подобные схемы разрабатывалась в Германии отдельно для каждой модификации самолета, и поэтому возникали многочисленные «особенности»,

Ночные звезды - все знаменитости на одном блоге.

«своеобразия» или «отличия». Например, фюзеляжный крест предписывалось разме­щать между крылом и стабилизатором. На двухмоторных бомбардировщиках место расположения фюзеляжного креста (его вертикальной оси) отмерялось обычно от пе­редней кромки стабилизатора. При этом, ес­ли на Не 111Н (2440 мм от стабилизатора) крест получался на середине, то на Ju 88 (2500 мм от стабилизатора) или на Do 17 он был смещен ближе к крылу, а на Do 217 на­оборот — оказывался ближе к хвосту само­лета. А на одномоторном истребителе Bf 109G ось фюзеляжного креста полагалось находить, отсчитывая расстояние (1360 мм) не от стабилизатора, а от отверстия для уста­новки хвостовой части самолета на пирами­дальную опору. Тогда как на двухмоторном Me 262 это расстояние отмеряли (990 мм) от стыка сочленения средней и хвостовой сек­ций фюзеляжа. Далее разнообразие увели­чивается. Хотя пропорции фюзеляжного креста выдерживались, но его размеры раз­личались от самолета к самолету. Речь, ко­нечно же, не идет о сравнении знаков истре­бителей и бомбардировщиков, заметные различия имелись даже внутри одного типа самолетов. Например, Не 111Н носил крест размером 1400 мм, Ju 88 — размером 1000 мм, a Do 217 — 1250 мм. По-видимому, все определялось и подгонялось по месту, а «ме­сто» на каждом самолете было различно. По­казательный пример — боковые кресты двух истребителей: одномоторного Bf 109G и двухмоторного реактивного Me 262. На «стодевятом» размер креста (950 мм) был боль­ше, чем на «262-м» (800 мм). Хотя реактив­ный Me 262 значительно превосходил свои­ми размерами Bf 109. Поэтому также невоз­можно с уверенностью сказать, что на оди­наковых одномоторных истребителях Bf 109 и FW 190 фюзеляжные кресты были одного размера, хотя разница может оказаться все­го несколько сантиметров.

Все, что сказано выше о размерах и распо­ложении фюзеляжных крестов на немецких самолетах касается только официальных схем. Но как показывают фотографии, на практике было немало различных отступле­ний и от самих схем.

На крыльях немецких самолетов порядка было больше. Размер верхнего крыльевого креста у большинства немецких бомбарди­ровщиков — 1000 мм и его ось находится всегда на расстоянии 2000 мм от края законцовки крыла. Нижние крыльевые кресты обычно имели размер 2000 мм, и располага­лись на середине расстояния от оси мотогон долы до края законцовки крыла. Хотя для каждого самолета это место различно, его легко определить. Но существовала еще одна схема расположения нижнего крыльевого креста на двухмоторных самолетах люфт­ваффе. На многих фотографиях Bf 110, Do 17Z и Ju 88 кресты на нижней поверхности крыла явно «сдвинуты» ближе к мотогондо­ле и располагаются приблизительно посере­дине левой/правой половины крыла. Эта «неправильная» схема чаще встречается на фотографиях периода 1939 — 1940 годов, но ее нельзя назвать более ранней, поскольку обе схемы существовали одновременно, а на самолетах Ju 88 «неправильная» схема встречалась еще и в 1943 году.

Для одномоторных Ju 87, как видно из схе­мы, «место» нижнего креста опре­делялось серединой расстояния от фюзеля­жа до края законцовки крыла.

О тактических буквенно-цифровых обо­значениях бомбардировщиков и двухмотор­ных истребителей люфтваффе будет расска­зано ниже. А о самих буквах и цифрах, рас­положение которых всегда связано с креста­ми на фюзеляже или крыле, лучше расска­зать здесь. Форма и пропорции букв и цифр легко определяются по таблице №... Но их размер на фюзеляже самолетов был разли­чен. Например, на бомбардировщике Не 111Н буквы имели высоту 840 мм, ширину — 600 мм и расстояние между знаками — 280 мм, на Do 217 соответственно: 800 х 570 и 270 мм и только на на Ju 88 и на Do 17Z размеры совпадали — 600 х 430 и 200 мм. На нижней поверхности крыла однообра­зия было больше. Как правило, там, на рав­ном от креста расстоянии (см. схему), распо­лагались буквы высотой 1000 мм. Но все, что сказано о размерах и располо­жении букв, в полной мере справедливо только для тех четырехзначных кодов, кото­рые наносились на самолеты на заводах. При поступлении самолета в авиачасть заводские буквы закрашивали или смывали, а на их ме­сте наносили четырехзначные тактические обозначения. Фотографии свидетельствуют, что при этом предписанные размеры и рас­стояния соблюдались не всегда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: