До осени 1938 года официально основным цветом защитной окраски верхних поверхностей истребителей люфтваффе был светло-зелено-серый RLM 63 (Grungrau; позднее его станут называть RLM 02 Grau). Оттенок напоминал цвет супа-пюре из зеленого горошка. Нижние поверхности самолетов окрашивались в светло-голубой RLM 65 (Hellblau). Но уже летом 1937 года начали появляться «мессершмитты» Bf 109, окрашенные в соответствии с новой трехцветной схемой защитной окраски, которая с 1939 года станет общепринятой для истребителей люфтваффе. По этой схеме на самолет сверху наносился камуфляж из двух оттенков зеленого цвета: черно-зеленого RLM 70 (Schwarzgrun) и темно-зеленого RLM 71 (Dunkelgrun). Камуфляж состоял из крупных прямолинейных угловатых фигур напоминающих осколки битого стекла, поэтому в литературе его нередко называют «осколочным». Необходимо заметить, что на схемах и на фотографиях сделанных издалека границы цветов выглядят четкими, но в действительности они были размытыми, резкого перехода от одного цвета к другому не было. Нижние поверхности по-прежнему окрашивались светло-голубым RLM 65.
Схема типовой окраски истребителя Bf 109Е (1939 - 1940 годы)
С самого начала Второй мировой войны в окраске истребителей стали появляться различные отступления от общепринятого образца. Это было вызвано тем, что немцы в первый период войны использовали в основном наступательную тактику. При этом предпочтительнее иметь окраску светлых тонов, которые хорошо скрывают самолет во время боя на фоне неба.'Способность же машины быть менее заметной на земле при достигнутом господстве в воздухе была уже не так важна. В начале 1940 года во многих действующих авиачастях люфтваффе на истре бителях Bf 109Е бока фюзеляжа и киль стали закрашивать светлыми оттенками RLM 02 или даже голубым RLM 65. Темные зеленые цвета RLM 70/71 оставлялись только на самом верху фюзеляжа и сверху крыла и стабилизатора. Во время французской кампании, в мае-июне 1940 года, почти на всех немецких истребителях черно-зеленый цвет RLM 70 на верхних поверхностях был заменен серо-зеленым RLM 02, а бока фюзеляжа и киль закрашены светло-голубым RLM 65.
Описанная выше схема оказалась все же слишком контрастной и прямолинейной для изменчивых военных условий. Необходимо было как-то смягчить переход от темных «земных» оттенков к небесно-голубому. Поэтому летом 1940 года на боковые поверхности фюзеляжа истребителей в боевых частях начали напылять (иногда наносить кистью) различные мелкие пятна неправильной формы. Обычно для этого использовали цвета RLM 02 или RLM 71. Но проводились пробы с различными оттенками серых и зеленых цветов, как в полевых условиях, так и на заводах. В конце концов, к осени 1940 года, когда развернулась воздушная Битва за Британию, появился (впервые на Bf 109Е) новый образец заводской окраски, в котором основные цвета камуфляжа темно-серый RLM 74 (Dunkelgrau), серо-фиолетовый RLM 75 (Grauviolet) и серо- голубой RLM 76 (Hellgrau) использовались в сочетании с пятнами черно-зеленого RLM 70 и бледно-зеленого RLM 02. Верхние поверхности крыла, стабилизатора и фюзеляжа покрывались обычными «осколками» RLM 74 и RLM 75. Все нижние поверхности, а также бока фюзеляжа и киль окрашивались RLM 76. Но при этом, поверх основного серо-голубого на бока фюзеляжа и киль наносились нерегулярные пятна RLM 70 и RLM 02, которые размывали как контрастность перехода основных цветов камуфляжа, так и строгость очертаний самолета. Директива L.Dv.521/2 от ноября 1941 года узаконила это сочетание красок для камуфляжа большинства немецких истребителей вплоть до конца войны.
После того, как самолет поступал в авиачасть его стандартная заводская окраска дополнялась. На этом Bf 109Е перекрашены (в белый или желтый цвет) капот двигателя и эаконцовки крыла. Кроме того, вместо черных заводских букв на борту истребителя нанесена цифра «3» в цвете эскадрильи
Заводской камуфляж этого Bf 109Е из III/JG 2 был радикально доработан в авиачасти. С помощью кисти на бока фюзеляжа стандартно покрытые серо-голубым цветом было нанесено множество мелких темно-зеленых пятен
Светлые боковые поверхности Bf 109F немецкого аса Ганса Хана командира JG 3 были покрыты своеобразными колечками темного камуфляжного цвета
Чаще всего резкий переход от темных верхних цветов камуфляжа к светлому нижнему смягчался нанесением темных пятен на бока фюзеляжа истребителя
Стандартный пятнистый камуфляж Bf 109G-5 из JG 50. Самолет с красной «3» принадлежал немецкому асу Вейростеру и был окрашен RLM 74/75/76. 1943 год
Образец пятен на хвостовой части истребителя Bf 109G-6. Самолет принадлежал немецкому асу Герману Графу
Официальная схема-инструкция по окраске по окраске и маркировке самолетов BF 109G
Схема типоавой окраски самолетов BF 109G/K