Истребители

До осени 1938 года официально основным цветом защитной окраски верхних поверх­ностей истребителей люфтваффе был светло-зелено-серый RLM 63 (Grungrau; позднее его станут называть RLM 02 Grau). Оттенок напоминал цвет супа-пюре из зеленого го­рошка. Нижние поверхности самолетов ок­рашивались в светло-голубой RLM 65 (Hellblau). Но уже летом 1937 года начали по­являться «мессершмитты» Bf 109, окрашен­ные в соответствии с новой трехцветной схе­мой защитной окраски, которая с 1939 года станет общепринятой для истребителей люфтваффе. По этой схеме на самолет свер­ху наносился камуфляж из двух оттенков зе­леного цвета: черно-зеленого RLM 70 (Schwarzgrun) и темно-зеленого RLM 71 (Dunkelgrun). Камуфляж состоял из круп­ных прямолинейных угловатых фигур напо­минающих осколки битого стекла, поэтому в литературе его нередко называют «осколоч­ным». Необходимо заметить, что на схемах и на фотографиях сделанных издалека грани­цы цветов выглядят четкими, но в действи­тельности они были размытыми, резкого пе­рехода от одного цвета к другому не было. Нижние поверхности по-прежнему окраши­вались светло-голубым RLM 65.

Схема типовой окраски истребителя Bf 109Е (1939 - 1940 годы)

С самого начала Второй мировой войны в окраске истребителей стали появляться раз­личные отступления от общепринятого об­разца. Это было вызвано тем, что немцы в первый период войны использовали в основ­ном наступательную тактику. При этом предпочтительнее иметь окраску светлых то­нов, которые хорошо скрывают самолет во время боя на фоне неба.'Способность же ма­шины быть менее заметной на земле при до­стигнутом господстве в воздухе была уже не так важна. В начале 1940 года во многих дей­ствующих авиачастях люфтваффе на истре бителях Bf 109Е бока фюзеляжа и киль стали закрашивать светлыми оттенками RLM 02 или даже голубым RLM 65. Темные зеленые цвета RLM 70/71 оставлялись только на са­мом верху фюзеляжа и сверху крыла и ста­билизатора. Во время французской кампа­нии, в мае-июне 1940 года, почти на всех не­мецких истребителях черно-зеленый цвет RLM 70 на верхних поверхностях был заме­нен серо-зеленым RLM 02, а бока фюзеляжа и киль закрашены светло-голубым RLM 65.

Описанная выше схема оказалась все же слишком контрастной и прямолинейной для изменчивых военных условий. Необходимо было как-то смягчить переход от темных «земных» оттенков к небесно-голубому. Поэтому летом 1940 года на боковые по­верхности фюзеляжа истребителей в бое­вых частях начали напылять (иногда нано­сить кистью) различные мелкие пятна не­правильной формы. Обычно для этого ис­пользовали цвета RLM 02 или RLM 71. Но проводились пробы с различными оттенка­ми серых и зеленых цветов, как в полевых условиях, так и на заводах. В конце концов, к осени 1940 года, когда развернулась воз­душная Битва за Британию, появился (впер­вые на Bf 109Е) новый образец заводской окраски, в котором основные цвета камуф­ляжа темно-серый RLM 74 (Dunkelgrau), се­ро-фиолетовый RLM 75 (Grauviolet) и серо- голубой RLM 76 (Hellgrau) использовались в сочетании с пятнами черно-зеленого RLM 70 и бледно-зеленого RLM 02. Верхние поверх­ности крыла, стабилизатора и фюзеляжа по­крывались обычными «осколками» RLM 74 и RLM 75. Все нижние поверхности, а также бока фюзеляжа и киль окрашивались RLM 76. Но при этом, поверх основного серо-го­лубого на бока фюзеляжа и киль наноси­лись нерегулярные пятна RLM 70 и RLM 02, которые размывали как контрастность пе­рехода основных цветов камуфляжа, так и строгость очертаний самолета. Директива L.Dv.521/2 от ноября 1941 года узаконила это сочетание красок для камуфляжа боль­шинства немецких истребителей вплоть до конца войны.

После того, как самолет поступал в авиачасть его стандартная заводская окраска дополнялась. На этом Bf 109Е перекрашены (в белый или желтый цвет) капот двигателя и эаконцовки крыла. Кроме того, вместо черных завод­ских букв на борту истребителя нанесена цифра «3» в цвете эскадрильи

Заводской камуфляж этого Bf 109Е из III/JG 2 был радикально доработан в авиачасти. С помощью кисти на бока фюзеляжа стандартно покрытые серо-голубым цветом было нанесено множество мелких темно-зеленых пятен

Светлые боковые поверхности Bf 109F немецкого аса Ганса Хана командира JG 3 были покрыты своеобразными колечками темного камуфляжного цвета

Чаще всего резкий переход от темных верхних цветов камуфляжа к светлому нижнему смягчался нанесением темных пятен на бока фюзеляжа истребителя

Стандартный пятнистый камуфляж Bf 109G-5 из JG 50. Самолет с красной «3» принадлежал немецкому асу Вейростеру и был окрашен RLM 74/75/76. 1943 год

Образец пятен на хвостовой части истребителя Bf 109G-6. Самолет принадлежал немецкому асу Герману Графу

Официальная схема-инструкция по окраске по окраске и маркировке самолетов BF 109G

Схема типоавой окраски самолетов BF 109G/K


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: