Поздние «зеленые» окраски

Еще в конце лета 1943 года для камуфли­рования немецких бомбардировщиков были предложены новые цвета: оливково-коричневый RLM 81 и темно-зеленый RLM 82. Но, по-видимому, уже начавшийся кризис гер­манской промышленности помешал быстро­му и широкому внедрению этих красок. По­этому самолеты со стандартным камуфля­жем RLM 70/71/65 продолжали выпускаться. Более того, дефицит новых красок привел к тому, что до полного вытеснения прежних красок, официально разрешалось выпускать самолеты со смешанной окраской из старых и новых цветов, в сочетании RLM 70/82 или 71/81.

Переход на новые краски проходил посте­пенно на протяжении 1944 года. По-видимо­му, камуфляж 81/82/76 появился сначала на совершенно новых немецких самолетах, на­пример на реактивных истребителях Me 262. Об этом свидетельствует цветная фотогра­фия опытного Me 262 V167, облетанного еще 20 мая 1944 года. Камуфляж из новых цвето­вых оттенков имел и реактивный бомбарди­ровщик Арадо Аг 234. Можно выделить два «стандартных» ка­муфляжа, применявшихся на реактивных Me 262: 1. Старая схема с использованием цветов RLM 74/75/76. Граница раздела верхних и нижнего цветов — высокая. По бортам фюзе ляжа и на киле нанесены пятна RLM 70/02/75. Такой камуфляж получили некоторые серий­ные самолеты первых выпусков, собранные во второй половине 1944 года, когда переход на новые краски еще не закончился.

О стандартном камуфляже этого фоторазведчика Me 262А-1 a/U-З приходится только гадать. Да и был ли он вооб­ще? Возможно, самолет имел лишь общую заводскую окраску RLM 76, поверх которой уже в авиачасти был нане­сен весь этот «ужас» из полосок цвета RLM 81/82

2. Новая схема, использующая цвета RLM 81/82/76. Верхние поверхности крыла и ста билизатора, верхняя половина фюзеляжа и киль покрыты осколочным камуфляжем, ко­торый дополнялся пятнами тех же оттенков по бортам фюзеляжа. При этом граница нижнего RLM 76 была довольно подвижна, а количество пятен различно.

Следует заметить, что говорить о «стан­дартном» камуфляже самолетов люфтваф­фе в самом конце войны можно лишь весь­ма условно. В условиях развала промыш­ленного производства, дефицита материа­лов и рассредоточения заводов по лесам и пещерам возникали самые необычные схе­мы защитных окрасок. Например, вместо RLM 76 для окраски нижних поверхностей Me 262 использовали серую краску RLM 41. Весной 1945 года появились Me 262 со свое­образным пятнистым камуфляжем. Дело в том, что на заводе верхние поверхности са­молетов были выкрашены только одним за­щитным цветом RLM 82, а уже в боевых авиачастях на него произвольно наносили различные пятна (по-видимому, цветом RLM81).

Как уже упоминалось, у первых серийных реактивных бомбардировщиков Аг 234, по­явившихся в июле 1944 года, защитная окра­ска тоже состояла из оттенков RLM 81/82/76. На бомбардировщиках «Арадо» также использовали осколочную камуфляж­ную схему, но в отличие от Me 262 граница раздела нижнего и верхних цветов всегда проходила низко, как у старых бомбарди­ровщиков, а дополнительные пятна по бокам фюзеляжа применялись редко.

Две фотографии на этой странице показывают Me 262 в стандартном позднем «зеленом» камуфляже, состоящем из оттенков RLM 81/82/76. Хотя граница разделения нижнего и верхних цветов проходит довольно высоко, она сильно размыта своей волнистостью, а также крупными темными пятнами на светлой окраске фюзеляжа

Следует заметить, что серо-голубая крас­ка RLM 76, предназначенная для нижних по­верхностей самолета, в 1945 году практиче­ски становится одним из цветов верхнего ка­муфляжа. Этой краской часто наносили светлые змейки или пятна на темной верх­ней окраске самолетов люфтваффе. А в эс­кадрильях высотных самолетов или тяжелых истребителей-перехватчиков машины цели­ком окрашивались в цвет RLM 76.

Осенью 1944 года появились первые Fw 190 и Me 109, камуфляж которых состоял из новых красок RLM 81, 82, а также нового темно-зеленого RLM 83. Надо заметить, что камуфляж истребителей люфтваффе под конец войны оказался довольно разнообра­зен, поскольку одновременно существовало сразу несколько схем. А кроме того, в на­чавшемся беспорядке нередко возникали схемы импровизированные или произволь­ные. Что касается «стандартов», то теорети­чески — на старых истребителях Fw 190А и Me 109G, выпущенных до осени 1944 года по-прежнему оставался старый камуфляж из серых оттенков RLM 74 и 75, а на новых использовали уже «зеленые» краски RLM 81, 82 и 83. Но определить на фотографии, какими цветами выкрашен тот или иной не­мецкий истребитель часто бывает невоз­можно. Беда в том, что на черно-белых фо­тографиях верхний камуфляж RLM 82/83 выглядит точно так же, как 74/75. Мало то­го, сразу после появления новых красок, их часто наносили по старым образцам камуф­ляжа. Цвета изменились, а распознать этого мы не можем.

Единственно, что можно с уверенностью утверждать: новые схемы камуфляжей для истребителей создавались на основе сочета­ния новых красок RLM 76/81/82/83. Исполь­зование в камуфляже других цветов в обста­новке того времени было возможно, но было отступлением от «стандарта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: