Еще в конце лета 1943 года для камуфлирования немецких бомбардировщиков были предложены новые цвета: оливково-коричневый RLM 81 и темно-зеленый RLM 82. Но, по-видимому, уже начавшийся кризис германской промышленности помешал быстрому и широкому внедрению этих красок. Поэтому самолеты со стандартным камуфляжем RLM 70/71/65 продолжали выпускаться. Более того, дефицит новых красок привел к тому, что до полного вытеснения прежних красок, официально разрешалось выпускать самолеты со смешанной окраской из старых и новых цветов, в сочетании RLM 70/82 или 71/81.
Переход на новые краски проходил постепенно на протяжении 1944 года. По-видимому, камуфляж 81/82/76 появился сначала на совершенно новых немецких самолетах, например на реактивных истребителях Me 262. Об этом свидетельствует цветная фотография опытного Me 262 V167, облетанного еще 20 мая 1944 года. Камуфляж из новых цветовых оттенков имел и реактивный бомбардировщик Арадо Аг 234. Можно выделить два «стандартных» камуфляжа, применявшихся на реактивных Me 262: 1. Старая схема с использованием цветов RLM 74/75/76. Граница раздела верхних и нижнего цветов — высокая. По бортам фюзе ляжа и на киле нанесены пятна RLM 70/02/75. Такой камуфляж получили некоторые серийные самолеты первых выпусков, собранные во второй половине 1944 года, когда переход на новые краски еще не закончился.
|
|
О стандартном камуфляже этого фоторазведчика Me 262А-1 a/U-З приходится только гадать. Да и был ли он вообще? Возможно, самолет имел лишь общую заводскую окраску RLM 76, поверх которой уже в авиачасти был нанесен весь этот «ужас» из полосок цвета RLM 81/82
2. Новая схема, использующая цвета RLM 81/82/76. Верхние поверхности крыла и ста билизатора, верхняя половина фюзеляжа и киль покрыты осколочным камуфляжем, который дополнялся пятнами тех же оттенков по бортам фюзеляжа. При этом граница нижнего RLM 76 была довольно подвижна, а количество пятен различно.
Следует заметить, что говорить о «стандартном» камуфляже самолетов люфтваффе в самом конце войны можно лишь весьма условно. В условиях развала промышленного производства, дефицита материалов и рассредоточения заводов по лесам и пещерам возникали самые необычные схемы защитных окрасок. Например, вместо RLM 76 для окраски нижних поверхностей Me 262 использовали серую краску RLM 41. Весной 1945 года появились Me 262 со своеобразным пятнистым камуфляжем. Дело в том, что на заводе верхние поверхности самолетов были выкрашены только одним защитным цветом RLM 82, а уже в боевых авиачастях на него произвольно наносили различные пятна (по-видимому, цветом RLM81).
Как уже упоминалось, у первых серийных реактивных бомбардировщиков Аг 234, появившихся в июле 1944 года, защитная окраска тоже состояла из оттенков RLM 81/82/76. На бомбардировщиках «Арадо» также использовали осколочную камуфляжную схему, но в отличие от Me 262 граница раздела нижнего и верхних цветов всегда проходила низко, как у старых бомбардировщиков, а дополнительные пятна по бокам фюзеляжа применялись редко.
|
|
Две фотографии на этой странице показывают Me 262 в стандартном позднем «зеленом» камуфляже, состоящем из оттенков RLM 81/82/76. Хотя граница разделения нижнего и верхних цветов проходит довольно высоко, она сильно размыта своей волнистостью, а также крупными темными пятнами на светлой окраске фюзеляжа
Следует заметить, что серо-голубая краска RLM 76, предназначенная для нижних поверхностей самолета, в 1945 году практически становится одним из цветов верхнего камуфляжа. Этой краской часто наносили светлые змейки или пятна на темной верхней окраске самолетов люфтваффе. А в эскадрильях высотных самолетов или тяжелых истребителей-перехватчиков машины целиком окрашивались в цвет RLM 76.
Осенью 1944 года появились первые Fw 190 и Me 109, камуфляж которых состоял из новых красок RLM 81, 82, а также нового темно-зеленого RLM 83. Надо заметить, что камуфляж истребителей люфтваффе под конец войны оказался довольно разнообразен, поскольку одновременно существовало сразу несколько схем. А кроме того, в начавшемся беспорядке нередко возникали схемы импровизированные или произвольные. Что касается «стандартов», то теоретически — на старых истребителях Fw 190А и Me 109G, выпущенных до осени 1944 года по-прежнему оставался старый камуфляж из серых оттенков RLM 74 и 75, а на новых использовали уже «зеленые» краски RLM 81, 82 и 83. Но определить на фотографии, какими цветами выкрашен тот или иной немецкий истребитель часто бывает невозможно. Беда в том, что на черно-белых фотографиях верхний камуфляж RLM 82/83 выглядит точно так же, как 74/75. Мало того, сразу после появления новых красок, их часто наносили по старым образцам камуфляжа. Цвета изменились, а распознать этого мы не можем.
Единственно, что можно с уверенностью утверждать: новые схемы камуфляжей для истребителей создавались на основе сочетания новых красок RLM 76/81/82/83. Использование в камуфляже других цветов в обстановке того времени было возможно, но было отступлением от «стандарта».