Научно-теоретические основы Программы

Раскрытие нравственно-духовной глубины Программы невозможно без погружения в духовный опыт цивилизации, который концентрируется в учениях и жизнеописаниях великих учителей человечества. Биографии великих людей являются примером ведения совершенной жизни, в единстве мысли, слова, дела, а также неисчерпаемым источником возвышенных идей и вдохновения для учащихся всех возрастов. Для разработки историко-философских основ Программы важное значение имели трудыдуховных учителей человечества, таких как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, аль-Фараби, Ю.Баласагуни, М.Х.Дулати, Р.Декарт, М.Монтень, И.Кант, Л.Н.Толстой, Махатма Ганди и др.

Казахская национальная культура, как и любая другая народная культура, основана на вечных духовно-нравственных ценностях. Осознать великое значение древней культуры Казахстана и применить её идеалы к современной жизни – долг каждого казахстанца. Богатое культурное наследие Казахстана и его высокие духовные идеалы, представленные в произведениях Асана-Кайгы, Доспамбета, Шалкииз-жырау, Шал-акына, Бухар-жырау, Ш.Валиханова,Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева, Ш.Кудайбердиева, МашхурЖусупаКопеева,М. Жумабаева,Ж.Аймаутова,М.Дулатова, М.Жумабаева, С.Торайгырова и др. выдержали испытание временем. Культура нашей страны предлагает нормы поведения, которые вызывают уважение, особенно когда они воплощены в повседневную жизнь.

Богатейшее наследие гуманной педагогики (Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), проникнутое духовно-нравственными идеями и любовью к детям составило научно-педагогическую основу Программы.

Исследования гуманистической психологии, рассматривающие высшие уровни сознания (А.Маслоу, К.Г.Юнг, В.Франкл, К.Роджерс, Э.Фромм и др.),составили психолого-педагогическую основу Программы.

Последние десятилетия конца ХХ и начала ХХI века привнесли изменения в разработку проблем духовности человека. Так, следует отметить философский подход, основанный наидеях постнеклассической рациональности: целостности, многоуровневости, многомерности единого духовно-материального мира, представленный в работах М.Мамардашвили, А.Н.Нысанбаева, А.А.Радугина, А.Г.Косиченко, Г.Г.Соловьевой, А.А.Хамидова и др.

В современной психолого-педагогической науке происходит изменение общей парадигмы духовно-нравственного воспитания: переход от модели, основанной на редукции человеческой личности к биологическому и социальному уровням, на модель целостного понимания человека, признающую существование духовного уровня бытия (Ш.А.Амонашвили, А.Джумсаи, В.И.Волынкин, В.П.Зинченко,Д.М.Маллаев, М.П.Щетинин, Е.В.Бондаревская, Т.И.Петракова и др.).

На 11 международных педагогических чтениях в Москве (2012 г.) по гуманной педагогике «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Ш.А. Амонашвили в своем выступлении подчеркнул важность введения понятия «духовный гуманизм»: «Очень важно принять в свое сознание измерение духовности и мыслить на его основе. Материалистическая философия в качестве основы мышления приемлет три измерения – время, материю, пространство. Расширенное сознание во главу этих измерений ставит ещё одно – духовность, ядром которого является вера в Высшее Начало. Духовное измерение наполняет педагогику мудростью и направляет её в будущее. Новое в педагогике, к чему мы пришли – это духовный гуманизм, который должен пронизывать всю систему образования. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага – можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе»[8].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: