Лекция 1. Структурное построение МППСС-72 и основные определения

ВВЕДЕНИЕ

Целью данного лекционного материала является первая попытка представить официальный текст "Международных правил предупреждения столкновений судов в море, 1972 года" (сокращенно МППСС-72) в виде, доступном для изучения начинающим судоводителем.

Дело в том, что вся справочная литература, изданная до сих пор, а именно "Новые МППСС" 1975 и 1979 годов, "Комментарии к МППСС-72" 1990 г. и др., предназначена для специалистов, имеющих соответствующий морской диплом и достаточный опыт работы.

Тот, кто впервые обращается к тексту МППСС-72, мало еще представляет, какая логика заложена в их формирование, во взаимосвязи правил и какие ошибки возможны при их применении. Поэтому материал будет излагаться на достаточно понятном уровне для того, кто по стечению ряда обстоятельств впервые открылпервую страницу текста МППСС-72.

Лекция 1. СТРУКТУРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ МППСС-72 И ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Немаловажно сразу же задаться вопросом: "Откуда ОНИ произошли?".Как они выглядят сегодня, читателю понятно, так как сами правила вместе с комментариями имеются в продаже или в любой морской библиотеке. Поэтому обратимся к рис. 1.

До первой Международной конференции прошло несколько веков, прежде чем Родосское морское право трансформировалось постепенно в Свод правил ХIХ века, которые затем впервые в Вашингтоне в 1889 году обрели официальный статус Правил предупреждения столкновений судов (ППСС). Именно с этого времени ППСС стали признаваться странами, которые их подписали.

Рис. 1. Динамика развития правил предупреждения столкновений судов в море

ППСС-60 носили рекомендательный характер. В них не была предусмотрена процедура внесения поправок и изменений. Появление судов с новыми принципами движения, увеличение скоростей передвижения объектов на воде, их размеров, установка новых приборов обнаружения судов в условиях ограниченной видимости и другие причины существенно повлияли на Свод правил 1960 года.

Через три года возник вопрос об очередном пересмотре текста правил. Последнее такое действие происходило в Лондоне на пятой международной конференции. Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) была подписана 20 октября 1972 года. Теперь уже текст Конвенции о МППСС-72 получил международную силу закона, определяющего правовые отношения между ее участниками.

Понадобилось почти пять лет, чтобы новые правила были ратифицированы не менее 65 % по числу или тоннажу (по достижению наибольшего показателя) мирового флота, считая суда валовой вместимостью от 100 рег.т и более. МППСС-72 вошли в силу на морском флоте СССР в 12.00 поясного времени 15 июля 1977 года.

Указанную дату установил Генеральный секретарь ИМО. В течение последующих 11 лет накапливался опыт применения МППСС-72. Выявились некоторые неточности, которые требовали пояснений или уточнений. Первая группа поправок была принята в ноябре 1981 года на 12 сессии Ассамблеи ИМО, РезолюцияА.464.Эти поправки коснулись 16 правил (1,2,3,10,22,23,24,29,30,33,35,36-38) и двух приложений (I,III). Изменения, внесенные в текст МППСС-72 на основании поправок, в официальном тексте издания ГУНиО МО 1982 г. для наглядности напечатаны полужирным шрифтом.

После 1981 года продолжалась работа по уточнению текста Международных правил предупреждения столкновений судов в море. В 1982 году ИМО разработала и ввела в действие Руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72. Ассамблея ИМО Резолюцией А.626 (15) от 19 ноября 1987 года одобрила новые поправки к МППСС-72, которые вступили в силу с 19 ноября 1989 года (опубликованы Приказом по ММФ №34 от 20 марта 1989 г.). Поправки коснулисьчетырех правил (1,3,8,10) и двух приложений (I и IV). В 1993 г. ИМО приняла некоторую группу поправок, которые ИМ ГУНИО были введены с 14 ноября 1995г. Любая поправка к Правилам по ее вступлении в силу заменяет предыдущее положение, к которому она относится, для всех участников Конвенции, которые невозражали против поправки (ст. VI, п.5 Конвенции о МППСС-72).

Согласно Конвенции, подписанной всеми странами, принявшими участие в конференции, официальным текстом МППСС-72 признается английский и французский.

Для более глубокого изучения текста Конвенции о МППСС-72 отсылаем к справочному пособию А.П. Яскевича и Ю.Г.Зурабова "Комментарии к МППСС-72" [2].

Теперь рассмотрим общую структуру МППСС-72.

Текст МППСС-72 разделен на ПЯТЬ частей, которые имеют свои названия (рис.2). Далее по старшинству рубрикации часть должна состоять из разделов. Однако только часть В имеет ТРИ раздела, а в остальных частях они отсутствуют.

Рис. 2. Структурная схема МППСС- 72

В основу МППСС-72 положен текст правил, каждое из которых имеет свое наименование. Всего правил - ­­38. Каждое правило состоит из: собственно текста, изложенного по пунктам (а), (б), (с), и т.д.; подпунктов текста под индексами (i), (ii), (iii), и т.д.

Причем не к каждому правилу это относится. Такие правила, как 4, 5, 11, 15, 16, 28, 31, 36 и 37 состоят только из текста. Существенным дополнением текста правил служат четыре приложения и одно "Руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72". Как следует из рис.2, "Руководство... " появилось только в 1982 г. На 1999 год имеются тексты поправок 1981,1987, 1992 и 1993 г.г.

Теперь на рис. 2 можно посмотреть "Структурную схему МППСС-72". На полном развороте видно, каким образом распределены правила по пяти частям и место каждого приложения, а также "Руководства..." в общем структурном построении. Обращается внимание на номера правил, которые обведены двумя кружками. Нанаш взгляд было бы полезно знать их близко к тексту.

Из структуры видно, что каждая часть содержит разное количество правил: от одного (часть Е) до 16 (часть В). Единственная часть В включает в себя ТРИ раздела и содержит правила, которые определяют маневрирование судов в зависимости от состояния видимости. При этом в раздел 3 внесено только одно правило 19.

Из рис. 2 видно, что приложение 1 дополняет часть С ("Огни и знаки"); приложение 2 - правило 26 ("Рыболовные суда"); приложение 3 уточняет часть Д и его шестьправил, а приложение 4 расширяет правило 37 в части "Сигналов бедствия". "Руководство..." оказывает помощь мореплавателям в дополнительном разъяснении некоторых терминов, определений и взаимосвязи правил и разделов части В.

Поправки коснулись практически ВСЕХ частей МППСС-72 и приложений. В части А это относится к правилам 1 и 3; в части В - к правилам 8, 9, 10 и 13; в части С- к правилам 22, 23, 24, 27, 29 и 30; в части Д - к правилам 33, 35, 36 и 37; в части Е - к правилу 37.

На этом ограничимся изложением основных особенностей структуры МППСС-72. Схема на рис. 2 поможет еще раз зрительно проследить общее построение этогоМОРСКОГО ЗАКОНА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: