Факторы усвоения языка

Онтогенез речевой деятельности

3 семестр, ИСПиП

Преподаватель: Волкова Галина Анатольевна

Факторы усвоения языка

Существуют объективные факторы усвоения языка. Хотя каждый ребенок усваивает язык своим собственным путем.

  1. Биологические факторы

1.1 Для усвоения языка необходима сохранность центральных механизмов речи:

· зона Брока, которая находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария, отвечает за экспрессивную речь (т.е. говорение)

· зона Вернике, которая находится в задней трети верхней височной извилины левого полушария и отвечает за импрессивную речь (это восприятие и понимание речи)

В зоне Брока находится отдел речедвигательного анализатора, корковый отдел речи слухового анализатора

1.2 Кроме центральных отделов речевого анализатора для усвоения языка необходима сохранность подкорковых образований: ретикулярных формаций ствола, лимбической области красных ядер, черной субстанции, стриопаллидарных систем. Подкорковые образования обеспечивают бодрственное состояние коры головного мозга и его тонус.

Стриопаллидарная система имеет прямое отношение к речи: отвечает за темп и ритм речевого дыхания; за темп и ритм речи; за тонус артикуляционных мышц (губ, языка, мягкого нёба); за речевые автоматизмы. К осуществлению речевой функции имеют отношение ядра черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозгу, т.е. в бульбусе - 5 пара – тройничные нервы, 7 пара – лицеев нервы; 9 пара – языкоглоточные, 10 пара – блуждающие нервы, 12 пара – подъязычные.

1.3 Кроме центральных механизмов речи необходима сохранность периферического речевого аппарата, который включает в себя 3 раздела:

1. дыхательный, речь строиться на продолжительном выдохе

2. голосообразующий или фоноцеонный

3. артикуляционный аппарат, который включает в себя подвижные части: нижнюю челюсть, губы, язык, мягкое нёбо и неподвижные части: верхнюю челюсть, зубы, альвелярный отросток, твердое нёбо.

  1. Речевая среда

Определяет инпут – это совокупность речевой продукции взрослых, которую обычно воспринимает или может воспринять ребенок. Если у взрослого малый процент речевого продукта или плохо построенный разговор, то ребенок усваивает речь не полно или с большим опозданием.

  1. Речевое поведение матери

Одни матери стараются приспособиться к речевым возможностям ребенка и строят свои фразы таким образом, чтобы ребенок понимал их. Если к ребенку обращены сложные по структуре фразы, то это задерживает усвоение им языка

Если мать максимально стремиться приспособить свое речевое поведение к возможностям ребенка, то усвоение языка осуществляется более эффективно

В речевом поведении матери имеются и другие особенности. Есть матери императивного типа, которые в речи употребляют глаголы в повелительном наклонении (ешь, пей, иди, сядь) И есть матери декларативного типа, которые объясняют ребенку предметы, явления, действия окружающего мира. Декларация – это объяснение

В двухлетнем возрасте дети матерей императивного типа отстают от своих сверстников на 3 месяца. Дети матерей декларативного типа опережают своих сверстников в усвоении языка на 4 месяца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: