Развитие имприсивной речи

Выделяется два периода: до фонетический период речи и фонемный.

До фонематический период от рождения до 1 года. Семантическую (значение, смысл) функцию выполняет не фонема, а другие средства общения.

  • В 6 месяцев семантическую нагрузку берет на себя интонация, т.е ребенок реагирует не на слова, а на интонацию
  • После 6-ти месяцев семантическую нагрузку берет на себя ритм, ритмические структуры речи
  • К 1-му году семантическую нагрузку берет на себя общий звуковой рисунок слова, т.е. ребенок воспринимает слова глобально, он запоминает звучание слов
  • После 1-го года и далее до 7 лет (дошкольный период) – этап фонемной речи, то есть ребенок начинает различать фонему в словах. Различению фонем на слух способствует контрастность артикуляции звуков, поэтому первые три фонемы, которые различает ребенок контрастны по артикуляции: «а» - рот широко раскрыт; «у» - губы вытянуты в трубочку; «и» - губы вытянуты в улыбке. Эта контрастность помогает ребенку правильно на слух воспринимать фонему.

В 40-х годах XX века М.Х. Швачкин определил последовательность фонем и выделил наиболее благоприятные позиции в словах для дифференциации фонем и 12 фонематических рядов.

  • Гласная «а» легче выделяется из начала слова под ударением: А’ня, а’ист. Это же правило относится и к другим гласным: у’тка
  • Смычные согласные легче выделяются из конца слова: ма к, ко т
  • Щелевидные звуки легче выделяются из начала слова: В аня, Ф ома, с ани, з айка, ш уба, ж ук, щ ука, х леб
  • Носовые сонорные звуки «м», «м’», «н», «н’», а так же ротовые соноры «л», «л’», «р», «р’» одинаково хорошо выделяются как из начала, так и из конца: м уха, ко м, Н адя, ко н ь, л апа, по л, р ама, ковё р

Фонематические ряды:

1. Выделяется гласная «а». Остальные как не «а». Затем различение гласных происходит на основе контрастной артикуляции: а – и, а – у, а – о, и – у, э – о, и – о, э – у. Позже дифференцируются гласные сходные по артикуляции: а – э различение только на слух),

и – ы, о – у (огубленные гласные)

2. Различение наличия согласных в слове, т.е. дети начинают улавливать присутствие лишнего звука в словах: Бок – ок, Век – ек, Дип – ип, Жук – ук

3. Различение сонорных и артикулируемых шумных. Дети выделяют из речи взрослых сонорные звуки и несонорные, т.е. шумные. Первыми выделяются сонорные звуки, потому что они из всех согласных наиболее близки к гласным звукам (голоса больше чем звука). Здесь так же обнаруживается влияние артикуляции на различение фонем, так как ребенок различает сонорные и те шумные согласные, которые он артикулирует (произносит): б, д, б’и, д’и, г, г’и и др. И этим самым отличает эти шумные согласные от сонорных звуков.

4. Различение твердых и мягких согласных. В этом различении ярко проявляется взаимодействие слуха и артикуляции. Если звуки поже появляются в произношении, то они позже различаются на слух.

Различение по мягкости и твердости имеет семантическое значение, например: лук – овощ, люк – отверстие; кон – в игре, конь – животное. Кроме того играет роль частота чередований в русском языке твердых и мягких согласных. По данным Пешковского (лингвист) после каждых двух твердых согласных, встречается мягкая согласная. Артикуляционно за мягкость согласных отвечает средняя часть спинки языка. Если она поднимается к твердому нёбу, то звук становится мягким

5. Различение сонорных согласных между собой. Сонорные согласные делятся между собой на назальные (носовые) – м, м’, н, н’ – и плавные (ротовые соноры) – л, л’, р, р’. Ребенок легко артикулирует назальные соноры, а ротовые соноры на втором году жизни еще не артикулирует. Поэтому в первую очередь отделяет носовые соноры м, н от плавных соноров л, р. В этом еще раз проявляется роль артикуляции: р ыба = иба

6. Различение сонорных и не артикулируемых шумных з, ж, х. Отсутствие правильной артикуляции этих звуков влияет на их отличие от сонорных, т.е. сонорные звуки ребенок выделяет в потоке рлавных соноров еляет носовые соноры ором году жизниовые) и она поднимается к н1бу я согласная. ные и те шумные согласные, кречи, а эти звуки не выделяет.

7. Различение губных и язычных звуков. Это различение обусловлено тем, что губные звуки п, б, м артикулируются двумя губами, а язычные звуки артикулируют кончиком языка – это переднеязычные звуки т, д, н (кончик языка касается верхних альвиоль); и заднеязычные звуки к, г (задняя часть спинки языка образует смычку на границе твердого и мягкого нёба, а при звуке х здесь же образуется щель).

Переднеязычные звуки свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), плавные сонорные (л, л’, р, р’) еще не артикулируются, потому они различаются только на слух.

8. Различение взрывных и щелевых согласных. В онтогенезе взрывные согласные (б – п, т – д, к – г) артикулируются раньше щелевых. Щелевые звуки возникают на основе взрывных звуков и появляются в фонетическом восприятии как что-то отличное от щелевых звуков.

9. Различение передне-заднеязычных звуков. Артикуляция этих звуков требует очень точных артикуляционных действий языка. Осложнение заключается в том, что в артикуляции звуков участвует один артикуляционный орган – язык. Ребенку трудно переходить от движений кончиком языка к движениям задней части спинки языка при произнесении заднеязычных звуков. Поэтому довольно часто дети «заднеязычные», звуки заменяют на переднеязычные. Например: к аша – т аша, г уси – д уси, х алат – с алат. Несовершенство движений кончика языка и задней части стенки языка приводит к трудности различения передне- и заднеязычных звуков.

10. Различение звонких и глухих согласных. Возникает относительно поздно, так как между звонкими и глухими согласными имеется близкое сходство артикуляции (в-ф, п-б, т-д, с-з, ш-ж, к-г). Отличия проводятся только на слух. При звонких согласных возникает вибрация голосовых складок, появляется голос, при глухих согласных голосовые складки разомкнуты и не вибрируют, голос отсутствует. Поэтому различение звонких и глухих согласных происходит только на слух

11. Различение шипящих и свистящих звуков. Они сложны по артикуляции. Для различения в произношении необходима тонкая дифференциация движений кончика языка и передней части спинки языка. При произношении шипящих звуков кончик языка в форме чашечки поднят к верхним лавиолям. А при произношении свистящих звуков кончик языка находится внизу за нижними зубами. Таким образом в артикуляции обеих групп участвует одна и та же часть языка; это затрудняет дифференцию шипящих и свистящих звуков по их артикуляциям.

12. Различение плавных соноров р, р’, л, л’, й. Они дифференцируются на слух еще труднее так как если ребенок не произносит плавные соноры, то он их не различает и артикуляционно и фонэматически (на слух). Поэтому это самый поздний период (5-6 лет) В пять лет должны формироваться звуки р, л.

Вывод: Таким образом М.Х. Швачкин показал тесную взаимосвязь между артикуляцией звуков и фонематическим восприятием в процессах их дифференциации. Если звук имеется в произношении то он лучше различается фонемотически, т.е. на слух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: