Выделяется два этапа: подготовительный и основной
1. Подготовительный этап определяется от рождения до года. На этом этапе у ребенка развиваются предречевые локализации. Первыми появляются «гуканья» - короткие тихие звуки – к, г. На втором месяце появляются певучие звуки – о-о-о, а-а-а. На третем месяце дополнительно появляются вскрики, более сложные по звуковому составу чем певучие звуки. В 5-8 месяцев появляется «детский лепет» - ребенок повторяет вслед за взрослым. С 9ти месяцев – слоговой лепет, слоговые цепочки па-па-па, ба-ба-ба (в этот период ребенок 30-40 минут может активно произностить звуки)
В лепете русско-язычного ребенка имеется 77 звуков. Кроме звуков русского языка имеются звуки не свойственные русскому языку: носовые гласные (свойственны французскому языку); дифтонги (немецкий язык);; плоскощелевые согласные (англ. яз); полумягкие согласные (нем. яз.).
Постепенно в процессе общения со взрослым, говорящим на русском языке. В лепете остаются только те звуки, которые будут употребляться в русском языке. В русском языке – 42 звука; 77 звуков, т.к. учитывается сфера воспитания; условия речевого воспитания
|
|
В период лепета ребенок непроизвольно овладевает большинством звуков:
- Губногубными – п, б, м
- Губнозубными – в, ф
- Заднеязычными – к, г, х
- Переднеязычными – т, д, н
- Свистящими – с, з, ц
К концу года года у некоторых детей появляется раскатистый «р»
На материале лепета ребенок дифференцирует звуки, не противопоставляя только шипящие и свистящие. После года начинается основной период развития
2. Основной этап – экспрессивная речь
М.Е. Хватцев определил сроки появления звуков, их произношение
- В 1-2 года ребенок овладевает произношением гласных – а, о, э и губногубных согласных – п, б, м.
- В 2-3 года произношение гласных – и, ы, у и согласных губнозубных – в, ф, переднеязычных – т, д, н, заднеязычных – к, г, х и согласного й
- В 3-4 года овладение свистящими звуками – с, с’, з, з’, ц
- От 4-5 овладение шипящими звуками – ш – ж, ч – щ
- В 5-6 лет овладение звуками – л, р
Звуки, которыми ребенок овладевает до 3х лет, называются звуками раннего онтогенеза, потому что их произношение основано на безусловно-рефлекторных реакциях: сосания, жевания, глотания. Грудное вскармливание помогает ребенку развивать звуки.
Свистящие, шипящие и звуки л, р являются звуками позднего онтогенеза, потому что для их произношения необходимы произвольные артикуляционные движения
В процессе усвоения фонетической системы языка возникает явление субституции, то есть замещение звуков: сложные по артикуляции звуки заменяются более простыми (звуки субституты)
Ш – т’, т, c’, с, к
Ж – д’, д, с’, с, з’, з, г
Р – а, ы, у, йа, л’, л, д’, д, г