К первому году ребенок усваивает первые 50 слов – начальный лексикон:
- Окружающие ребенка лица: мама, папа, баба, деда; дидя, тётя (чужая женщина); дядя (чужой мужчина); девочка, мальчик - разные способы языкового выражения: де, ма…; несколько собственных имен
- Птица и животные: мя, киса, китя (кошка); ав-ав, гав-гав, бака, бабака (собака); ку-ку-рику, ку-ку, тусёк, петусёк (петушок); ко-ко, куичка (курочка); кар-кар (ворона); иго-го, прю, тпру (лошадь); ква-ква, ка-ка, сулька (лягушка); га-га, гось, гус (гусь); му, коова (корова)
- Природные явления: кап-кап (дождь, вода)
- Игрушки: ляля (кукла), мячик
- Еда: ам-ам, нямням (есть), пить; каша; суп; чай; молоко
- Сон: бай-бай, а-а-а (спать)
- движение, прогулка: тп-топ (ходить), тпруа (гулять)
- Одежда, бувь: платье, тапки, ботинки, штаны, пуговица, дырка, шапка
- Падение чего-нибудь: бах, бам, па, упа (упасть)
- Исчезновение чего-нибудь: тю-тю
- Место: там
- Оценка: большой, маленький, хороший, плохой, грязный, красивый, горячий
- Транспорт: би-би (машина), бус (автобус), троллейбус, трамвай
- Купание: купаться, мыло, вода
- Предметы в доме: ти-си (часы), але (телефон), сося (соска)
- естественные потребности: пись-пись, а-а
- Состояние: бо-бо
- некоторые действия и намерения: тай (дай), на, еще, тук-тук (стучать)
- Согласие: да (с утвердительным кивком; Отрицание: неа, нет
- Этикетные фразы: здравствуйте, пока, спасибо
- Осуждение за проступок, нельзя: незя, азя, ай-ай (с жестом)
В приведенном лексиконе преобладают слова из «языка нянь», а в их составе ономатопей, т.е. звукоподражательные слова
|
|
Признаки ономатопей:
- простота звукового облика
- доступность для артикуляции в младшем возрасте
- мотивированность в звуковой форме
Дети постепенно переходят от ономатопей к нормальным словам. Имеется период параллельного употребления того или иного слова. И после этого ономатопей вытесняется нормативным словам.
Например: би-би, затем параллельно би-би, сина,затем оба слова сразу би-би-сина. И затем только сина, что означает слово машина.
Особое место в начальном лексиконе детей занимают протослова – это слова изобретенные самим ребенком.
Например: Мальчик в 1 год использовал звукокомплекс бав в нескольких значениях:
- когда у него что-то падало
- когда падал он сам
- когда случалось что-то неприятное, например, поранил себе пальчик
Звукокомплекс кх
- открыть ящик
- выключить свет
- снять кофточку
Такие звукокомплексы можно назвать словами, хотя они и не входят в систему нормативного языка. Но в семье их понимают и поддерживают и они приобретают статус словесных знаков и смысловую устойчивость.
Подобные звукокомплексы в речевой деятельности ребенка принято рассматривать переходными от лепета к словесной речи.
|
|
Пиаже назвал их полусловами. Отмечал, что они всегда индивидуальны по звуковой структуре и связаны с действиями ребенка.
Американский психолог предложил термин вокабула, т.е. промежуточное положение звукокомплексов между лепетными структурами и обычными словами
В речи детей в возрасте от года до 2х лет имеются слова созданные ими по своим правилам: жеребенок – тпру-ляля (тпру - лошадь, ляля – маленький ребенок); би-би-дом (гараж для машины) Такие высказывания представляют собой простое положение 2х слов, они образованны не по правилам русской грамматики.
Постепенно активный словарь пополняется, расширяется.
Например:
в 1 год – 3-5 слов;
1год 3 месяца – 18 слов
1 год 6 месяцев – 22 слова
1 год 9 месяцев – 118 слов
Если в 1 год 8 месяцев активный словарь пополняется плавно, по 6-7 слов в месяц, то у большинства детей к 1 году 9 месяцам наблюдается быстрое его увеличение.
Наряду с усвоением слов ребенок постепенно усваивает значения слов. Определяется три ступени формирования значения слова:
- ситуативная закрепленность, т.е. ребенок понимает значение слова в соответствии с какой-то ситуацией. Ситуация подсказывает ребенку что делать
- Предметная соотнесенность – денотативное значение, т.к. каждый предмет обозначается словом, имеет свое зачение (конкретное значение: яблочко, груша, банан)
- Понятийная соотнесенность – сигнификотивное значение, т.е. обобщенное понимание значения слова (обобщенное значение: фрукты)
На следующих этапах формируется система сигнификативных значений, их лексико-семантические варианты (посуда чайная, кофейная, кухонная)
Ребенку наиболее трудно усвоить двуименность многих донотатов. Прежде всего возникает трудность в усвоении собственных и нарицательных имен. Часто маленький ребенок нарицательное существительное употребляет как собственное. Например: мячик (именно мой мячик, у другого будет не мячик). Уловить разницу в употреблении собственных и нарицательных имен не легко. Поэтому появляются вопросы: Как зовут эту селедку?
При усвоении лексики наблюдается явление ассимиляции или уподобление звукам. Вместо слова На д я ребенок говорит На н я, Па ш а – Па п а
Метотезы – перестановки звуков или слогов в слове. Например: мотолок, пешуток –петушок; чедоман – чемодан; талерка – тарелка; прадва – правда. При этом ребенок может произносить слово и верно и с перестановкой слогов, иногда эти перестановки затрудняют понимание. Например: сарамудка – мясорубка
Звуковая и слуховая элизия, т.е.сокращения слова. Происходит по отношению к ударению, т.е. ударный слог сохраняется, а другие опускаются (мячик – мя, иди – ди, заяц –за). Слоговая элизия в трехсложных словах: девочка – дева, магазин – газин.
И.А. Сикорский (невропатолог) 1889г. разделил детей на «звуковых» и «слоговых» по овладению языка. «Звуковые» дети не различают слоговые цепочки и не усваивают слова до тех пор, пока не добьются точной артикуляции звуков. Усваивают слово по частям.
«Слоговые» дети стремятся прежде всего воспроизвести слоговой контур слова, его ритмо-мелодическую структуру, не заботясь о качестве звуков. Например: ти-ти-ти – кирпичи, па-хо-хах - самовар. «Слоговые» дети более эффективно усваивают язык нежели «звуковые», так как основу составляет ритмическо-мелодическая структура