Развитие лексики

К первому году ребенок усваивает первые 50 слов – начальный лексикон:

  1. Окружающие ребенка лица: мама, папа, баба, деда; дидя, тётя (чужая женщина); дядя (чужой мужчина); девочка, мальчик - разные способы языкового выражения: де, ма…; несколько собственных имен
  2. Птица и животные: мя, киса, китя (кошка); ав-ав, гав-гав, бака, бабака (собака); ку-ку-рику, ку-ку, тусёк, петусёк (петушок); ко-ко, куичка (курочка); кар-кар (ворона); иго-го, прю, тпру (лошадь); ква-ква, ка-ка, сулька (лягушка); га-га, гось, гус (гусь); му, коова (корова)
  3. Природные явления: кап-кап (дождь, вода)
  4. Игрушки: ляля (кукла), мячик
  5. Еда: ам-ам, нямням (есть), пить; каша; суп; чай; молоко
  6. Сон: бай-бай, а-а-а (спать)
  7. движение, прогулка: тп-топ (ходить), тпруа (гулять)
  8. Одежда, бувь: платье, тапки, ботинки, штаны, пуговица, дырка, шапка
  9. Падение чего-нибудь: бах, бам, па, упа (упасть)
  10. Исчезновение чего-нибудь: тю-тю
  11. Место: там
  12. Оценка: большой, маленький, хороший, плохой, грязный, красивый, горячий
  13. Транспорт: би-би (машина), бус (автобус), троллейбус, трамвай
  14. Купание: купаться, мыло, вода
  15. Предметы в доме: ти-си (часы), але (телефон), сося (соска)
  16. естественные потребности: пись-пись, а-а
  17. Состояние: бо-бо
  18. некоторые действия и намерения: тай (дай), на, еще, тук-тук (стучать)
  19. Согласие: да (с утвердительным кивком; Отрицание: неа, нет
  20. Этикетные фразы: здравствуйте, пока, спасибо
  21. Осуждение за проступок, нельзя: незя, азя, ай-ай (с жестом)

В приведенном лексиконе преобладают слова из «языка нянь», а в их составе ономатопей, т.е. звукоподражательные слова

Признаки ономатопей:

  1. простота звукового облика
  2. доступность для артикуляции в младшем возрасте
  3. мотивированность в звуковой форме

Дети постепенно переходят от ономатопей к нормальным словам. Имеется период параллельного употребления того или иного слова. И после этого ономатопей вытесняется нормативным словам.

Например: би-би, затем параллельно би-би, сина,затем оба слова сразу би-би-сина. И затем только сина, что означает слово машина.

Особое место в начальном лексиконе детей занимают протослова – это слова изобретенные самим ребенком.

Например: Мальчик в 1 год использовал звукокомплекс бав в нескольких значениях:

  1. когда у него что-то падало
  2. когда падал он сам
  3. когда случалось что-то неприятное, например, поранил себе пальчик

Звукокомплекс кх

  1. открыть ящик
  2. выключить свет
  3. снять кофточку

Такие звукокомплексы можно назвать словами, хотя они и не входят в систему нормативного языка. Но в семье их понимают и поддерживают и они приобретают статус словесных знаков и смысловую устойчивость.

Подобные звукокомплексы в речевой деятельности ребенка принято рассматривать переходными от лепета к словесной речи.

Пиаже назвал их полусловами. Отмечал, что они всегда индивидуальны по звуковой структуре и связаны с действиями ребенка.

Американский психолог предложил термин вокабула, т.е. промежуточное положение звукокомплексов между лепетными структурами и обычными словами

В речи детей в возрасте от года до 2х лет имеются слова созданные ими по своим правилам: жеребенок – тпру-ляля (тпру - лошадь, ляля – маленький ребенок); би-би-дом (гараж для машины) Такие высказывания представляют собой простое положение 2х слов, они образованны не по правилам русской грамматики.

Постепенно активный словарь пополняется, расширяется.

Например:

в 1 год – 3-5 слов;

1год 3 месяца – 18 слов

1 год 6 месяцев – 22 слова

1 год 9 месяцев – 118 слов

Если в 1 год 8 месяцев активный словарь пополняется плавно, по 6-7 слов в месяц, то у большинства детей к 1 году 9 месяцам наблюдается быстрое его увеличение.

Наряду с усвоением слов ребенок постепенно усваивает значения слов. Определяется три ступени формирования значения слова:

  1. ситуативная закрепленность, т.е. ребенок понимает значение слова в соответствии с какой-то ситуацией. Ситуация подсказывает ребенку что делать
  2. Предметная соотнесенность – денотативное значение, т.к. каждый предмет обозначается словом, имеет свое зачение (конкретное значение: яблочко, груша, банан)
  3. Понятийная соотнесенность – сигнификотивное значение, т.е. обобщенное понимание значения слова (обобщенное значение: фрукты)

На следующих этапах формируется система сигнификативных значений, их лексико-семантические варианты (посуда чайная, кофейная, кухонная)

Ребенку наиболее трудно усвоить двуименность многих донотатов. Прежде всего возникает трудность в усвоении собственных и нарицательных имен. Часто маленький ребенок нарицательное существительное употребляет как собственное. Например: мячик (именно мой мячик, у другого будет не мячик). Уловить разницу в употреблении собственных и нарицательных имен не легко. Поэтому появляются вопросы: Как зовут эту селедку?

При усвоении лексики наблюдается явление ассимиляции или уподобление звукам. Вместо слова На д я ребенок говорит На н я, Па ш а – Па п а

Метотезы – перестановки звуков или слогов в слове. Например: мотолок, пешуток –петушок; чедоман – чемодан; талерка – тарелка; прадва – правда. При этом ребенок может произносить слово и верно и с перестановкой слогов, иногда эти перестановки затрудняют понимание. Например: сарамудка – мясорубка

Звуковая и слуховая элизия, т.е.сокращения слова. Происходит по отношению к ударению, т.е. ударный слог сохраняется, а другие опускаются (мячик – мя, иди – ди, заяц –за). Слоговая элизия в трехсложных словах: девочка – дева, магазин – газин.

И.А. Сикорский (невропатолог) 1889г. разделил детей на «звуковых» и «слоговых» по овладению языка. «Звуковые» дети не различают слоговые цепочки и не усваивают слова до тех пор, пока не добьются точной артикуляции звуков. Усваивают слово по частям.

«Слоговые» дети стремятся прежде всего воспроизвести слоговой контур слова, его ритмо-мелодическую структуру, не заботясь о качестве звуков. Например: ти-ти-ти – кирпичи, па-хо-хах - самовар. «Слоговые» дети более эффективно усваивают язык нежели «звуковые», так как основу составляет ритмическо-мелодическая структура


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: