Разделы:
- фонематический слух
- фонематический анализ: 2 вида простого фонематического анализа; 3 вида сложного фонематического анализа
- фонематический синтез
- фонематические представления
В два года ребенок различает фонему в потоке речи, т.е. у него формируется фонематический слух. В процессе обследования речи ребенка логопед выявляет состояние фонематического слуха, способность ребенка выделить нужную фонему в ряду изолированных фонем, слогов, слов.
Сначала предлагается выделить фонему из ряда контрастных фонем: слогов и слов, а затем сходных акустически и артикуляционно.
Инструкция: «Если услышишь звук… хлопни в ладоши…»
Например: Для выделения звука «с» предлагается следующий речевой материал
- буквы: п, т, с, б, а, у, с, к, и, с, в, с
- слоги: са, до, бу, со, ку, ас, ва, ис, ол
- слова: ком, мел, оса, дуб, сад, рак, дом, лес, пол, сок
Далее предлагается выделить звук «с» из ряда звуков, слогов и слов сходных акустически и артикуляционно:
- буквы: с, з, ш, ж, ч, с, ц
- слоги: си, за, со, шу, цы, ас, ач, сы
- слова: шум, зал, сом, жаба, меч, сук, щука, сын, щетка, суп
Фонематический анализ формируется постепенно. Сначала ребенок усваивает простые формы фонематического анализа
|
|
- выделение звука на фоне слова. При проверке задается инструкция.
Инструкция: «Слышишь ли звук «ш» в слове Ш апка?»
«Слышишь ли звук «р» в слове Р ыба?»
«Слышишь ли звук «ж» в слове Ж ук?»
Логопед называет интонационно звук в интонировано изолированном положении и в структуре слова. Логопед предлагает материал в соответствии с требованиями выделения звука в наиболее благоприятных позициях.
- выделение звука из слова
Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове….? Ш апка? Л апа? кове Р?»
Звук не называется отдельно
Далее ребенок усваивает сложные форма фонематического анализа от 5 лет:
- Определение места в звуке слова или позиционный анализ
Инструкция: «Где ты слышишь звук «с» в слове Сани вначале или в конце? Звук «ц» в слове отеЦ в начале или в конце слова? Звук «с» в слове оСа вначале или в середине слова?
- Определение последовательности звуков в слове
Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове Сок?» Ответ: «с» «Какой звук ты слышишь после С – сОк? Ответ: «о» «Какой звук после О – соК? Ответ: «к»
Последовательность звуков определяется в словах из 3х, 4х, 5ти звуков. Больше не предлагать.
- Количественный анализ
Инструкция: Сколько звуков в слове «сад»? Ответ: 3 … в слове сани? Ответ: 4 …в слове сумка? Ответ: 5
Количественный аналз формируется в 6 лет на седьмом году жизни
Фонематический синтез определяется как способность человека составлять слова из данных звуков.
Инструкция: «Послушай звуки, поставь их рядом, чтобы получилось слово»
|
|
Сначала логопед предлагает звуки в правильной последовательности: ш, у, м – шум; р, у, к, а – рука
Затем предлагает звуки в неправильной последовательности: о, к, о, н – окно
Для проверки фонематического синтеза берутся слова из 3х, 4х, 5ти звуков.
Фонематические представления это способность придумать слово на данный звук
Инструкция: Придумай слово на звук «р» и т.д.
Логопед предлагает придумать слово со звуком позднего онтогенеза: ротовые соноры: р, р’, л, л’