Развитие грамматического строя речи

Первые слова есть одновременно и первые высказывания, называются – голофраза – обозначают глобальную ситуацию. Например: ав-ав – означает и собаку, и ее лай, и собачью конуру, ошейник и т.д., т.е. все ситуации связанные с собакой.

Словоформы длительное время являются замороженными, до тех пор пока не появятся противопоставления, хотя бы двух грамматических фор: «мама», «маме», «к маме» (и протягивает руки). Постепенно грамматические формы слов размораживаются, появляется первая оппозиция: прямой косвенный падеж. Двусловные высказывания детей включают и замороженные формы (неизменяемые) и изменяемые слова. Например: дядя «люлю» - мужчина говорит по телефону; дядя «гого» - мужчина скачет на лошади.

Таким образом на этапе одно и двусложных высказываний отмечаются первые проявления морфологии: императивная форма глагола, функции побуждения и появляется оппозиция прямо и косвенного падежа существительного.

Переход к трехсловным высказываниям связан с резкими изменениями в морфологии. За очень короткий период (2-3 месяца) большинство детей к 3м годам усваивают все основные морфологические категории: число и падеж существительного, время, число и лицо глагола.

Из глагольного словаря первыми усваиваются формы повелительного наклонения (иди, ешь, пей, сядь). Во-первых, дети усваивают эти слова из речи взрослых, во-вторых повелительное наклонение выражает просьбы и требования ребенка позднее. Около 3х лет ребенок усваивает формы сослагательного наклонения.

Для того чтобы правильно употреблять слова в предложених ребенок усваивает категории числа, овладевает падежом, склонением существительного, категорией рода и глагольными формами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: