Принципы правового регулирования банковской деятельности

Под правовыми принципами понимаются исходные положения, предопределяющие правовое регулирование.

В зависимости от сферы действия можно выделить следующие виды правовых принципов, которые соответствуют правовым образованиям, составляющим систему права:

ü общие (общеправовые), которые распространяются на всю систему права;

ü принципы частного и публичного права;

ü межотраслевые принципы, которые распространяются на несколько отраслей права;

ü отраслевые, которые распространяются на одну профилирующую (фундаментальную, основную) отрасль права;

ü специальные принципы, распространяющиеся на одну комплексную отрасль права;

ü подотраслевые принципы (например, принципы налогового или авторского права);

ü институциональные принципы, характерные для отдельных институтов права (например, принципы правового регулирования расчетных отношений).

Правовое регулирование банковской деятельности, являющейся разновидностью предпринимательской деятельности, строится на тех же принципах, что и предпринимательская деятельность.

Основная отличительная особенность принципов правового регулирования предпринимательской деятельности заключается в том, что они одновременно составляют закрепленные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя Российской Федерации.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ основам конституционного строя не могут противоречить никакие другие ее положения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются:

— единство экономического пространства;

— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— поддержка конкуренции.

Рассматривать эти положения как общие (общеправовые) принципы, как принципы частного или публичного права, либо как отраслевые принципы не представляется возможным. С одной стороны, на них строится правовое регулирование только экономических, а не всех общественных отношений. С другой стороны, эти отношения составляют предметы регулирования как частного, так и публичного права, а также таких отраслей, как гражданское и административное (в том числе финансовое) право. Например, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств является принципом, закрепленным и в ГК РФ (п. 3 ст. 1), и в части первой НК РФ (п. 4 ст. 3).

При этом несмотря на закрепление этого принципа в ГК РФ, он не может быть отнесен к отраслевому принципу гражданского права, поскольку понятие «гражданский оборот» является более широким, чем понятие «экономический оборот», так как включает в свое содержание действия безвозмездные (дарение, завещание и др.), по своей природе несовместимые с экономическим оборотом (обменом)[1].

Тем самым перечисленные принципы следует отнести к специальным принципам правового регулирования предпринимательской, а следовательно, и банковской деятельности.

Из принципа единства экономического пространства вытекает обязанность государства обеспечить создание и функционирование единой денежной и налоговой систем (ст. 75 Конституции РФ).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств порождает обязанность государства не устанавливать и не допускать установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

На принципе поддержки конкуренции основывается запрет, содержащийся в ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, согласно которому не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Из этой нормы вытекает обязанность законодателя принять законы, определяющие антимонопольную политику государства и устанавливающие критерии определения недобросовестной конкуренции.

Строгое соблюдение этих принципов позволяет придать правовому регулированию предпринимательской, в том числе банковской, деятельности стабильность и предсказуемость, что является необходимым условием их развития.

Кроме того, в качестве основ конституционного строя закрепляются свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), а также признание и защита равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Данные принципы являются межотраслевыми, поскольку определяют правовое регулирование экономической деятельности в широком смысле, т.е. не только активной экономической (предпринимательской) деятельности, но и пассивной экономической деятельности, связанной с любым распоряжением имуществом.

Принцип свободы экономической деятельности лежит в основе таких прав, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и некоторых других.

Принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности предопределяет правовой статус всех субъектов права собственности (граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) и применяется как в гражданско-правовой, так и публично-правовой сфере[2].

Перечисленные принципы устанавливают пределы осуществления прав предпринимателей, в том числе кредитных организаций, и соответственно пределы государственного вмешательства в экономику.

1.1.3. Особенности правового регулирования банковской деятельности

Правовое регулирование банковской деятельности имеет ряд особенностей по сравнению с другими сферами правового регулирования. Наиболее важными являются следующие особенности.

1. Банковская деятельность регулируется только на федеральном уровне.

Это следует из ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации относятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, гражданское право (п. «ж», «о»).

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ и федеральными законами.

На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными актами Банка России (т.е. только актами федерального уровня).

2. На законодательном уровне банковская деятельность регулируется специальными федеральными законами.

Особенности деятельности кредитных организаций порождают необходимость специального правового регулирования в этой сфере.

Статус Банка России определяется специальным Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Центральном банке РФ).

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности) в части, касающейся создания, лицензирования и правового статуса кредитных организаций, является специальным по отношению к общим законам (ГК РФ, федеральным законам от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах), от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью), от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций осуществляется Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций), положения которого имеют приоритет по отношению к Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. ст. 180—182 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

3. Правовое регулирование банковской деятельности на подзаконном уровне осуществляется Банком России, который при осуществлении этой деятельности независим и подчиняется только закону.

На основании ч. 1 ст. 57 Закона о Центральном банке РФ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, а также регулирует ряд других вопросов.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о Центральном банке РФ функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. С точки зрения правового регулирования банковской деятельности это означает, что вопросы ее осуществления актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств напрямую регулироваться не могут, а изданные акты не могут применяться без одобрения Банка России.

Однако в отношении Президента РФ не следует забывать о его конституционных полномочиях. Конституционный Суд РФ исходит из того, что при отсутствии соответствующих законодательных актов, Президент РФ в силу своих конституционных полномочий может осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов[3].

Если же какой-либо вопрос урегулирован на законодательном уровне, то указы Президента РФ, противоречащие этому регулированию, применению не подлежат (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

По смежным вопросам правового регулирования могут либо издаваться совместные акты либо осуществляться издание Банком России порядка применения конкретных актов (например, указов Президента РФ).

4. Акты Банка России издаются в специальном порядке.

В соответствии с Законом о Центральном банке РФ нормативные акты Банка России могут издаваться в форме указаний, положений и инструкций (ч. 1 ст. 7).

При этом правила подготовки своих нормативных актов Банк России устанавливает самостоятельно (ч. 2 ст. 7)[4].

Все нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, предусмотренном для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти[5]. Исключение составляют нормативные акты, перечисленные в ч. 5 и 6 ст. 7 Закона о Центральном банке РФ.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. При этом нормативные акты Банка России не имеют обратной силы (ч. 3 ст. 7). Правило об обязательном опубликовании действует и в отношении тех актов, которые не подлежат регистрации в Минюсте России.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона о Центральном банке РФ решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством, Банк России вправе издавать официальные разъяснения по вопросам его применения[6].

Банк России издает также разъяснения по отдельным вопросам в виде писем.

1.1.4. Система банковского законодательства

Правовые нормы всегда содержатся в официальных документах — нормативных актах. Соответственно от системы объективного права нужно отличать систему его источников (форм) или систему законодательства.

Основное отличие этих двух понятий заключается в том, что первичным элементом системы права является правовая норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный акт.

При этом следует иметь в виду, что понятие «законодательство» может употребляться в двух значениях: в широком — как система всех нормативных актов и в узком — как система только законов федерального уровня. В банковской сфере оно используется в широком смысле.

Учитывая указанные выше особенности правового регулирования банковской деятельности, систему банковского законодательства составляют следующие нормативные акты федерального уровня.

ü Конституция РФ;

ü международные договоры РФ;

ü федеральные законы;

ü акты Банка России, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и федеральных служб по смежным вопросам правового регулирования.

Определенные вопросы могут регулироваться локальными нормативными актами самих кредитных организаций. Например, порядок осуществления кредитной организацией и ее филиалами межбанковских расчетов с использованием счетов межфилиальных расчетов должны определяться Правилами построения расчетной системы кредитной организации, разработанными в соответствии с законодательством и нормативными актами Банка России[7].

В сфере международных расчетов широко используются публикации Международной торговой палаты, которыми унифицированы правила и обычаи, касающиеся, в частности, расчетов по документарным аккредитивам и по инкассо. Следует учитывать, что унифицированные правила и обычаи не являются международными договорами и соответственно не имеют силы правовых норм. Они также не должны рассматриваться на территории РФ как обычаи делового оборота, поскольку являются международными банковскими обычаями. Поэтому они могут применяться на территории РФ в отношениях между резидентами (во внутреннем обороте) только как договорные условия при наличии соглашения между этими субъектами об их применении. При этом выбираемые для применения правила не должны противоречить российскому законодательству.

Акты судебной практики, в том числе Конституционного Суда РФ, по мнению автора, не могут рассматриваться как источники права и соответственно включаться в систему законодательства. В континентальной системе права, к которой относится и российское право, суды не создают нормы права (правила поведения). Они либо толкуют уже существующие нормы либо отменяют их или признают не подлежащими применению. Однако если, например, суд может признавать гражданско-правовые договоры недействительными, то это не означает, что он становится стороной в договоре или должен принимать участие в выработке его условий.

1.1.5. Разрешение коллизий между нормами, регулирующими банковскую деятельность

Коллизии в российском праве — это противоречия между двумя или несколькими нормами права (их положениями).

Соответственно смысл разрешения коллизий в праве сводится к выбору для применения одной из норм, положения которых противоречат друг другу.

Такой выбор правовых норм осуществляется на основании общеправовых принципов разрешения коллизий. К ним относятся три принципа:

1) приоритет нормы, обладающей более высокой юридической силой;

2) приоритет специальной нормы перед общей;

3) приоритет нормы, принятой позднее.

При этом следует учитывать, что общеправовые принципы выводятся из целой системы норм, поэтому для их применения в конкретном случае не требуется, чтобы было прямое указание об этом в нормах права.

Например, принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой, выражен в целой системе коллизионных норм, смысл которых сводится к установлению, что акт определенного вида не может противоречить акту более высокой юридической силы. Так, согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, в силу ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и т.д.

Кроме того, существуют правила, согласно которым суды, установив при разрешении дела, что нормативный акт не соответствует нормативному акту, имеющему бόльшую юридическую силу, обязаны применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ч. 2 ст. 13 АПК РФ).

Перечисленные принципы применяются в строго определенной последовательности, т.е. каждый последующий из них применяется только при невозможности применения предыдущего.

В первую очередь применяется принцип приоритета нормы, обладающей более высокой юридической силой.

Юридическая сила акта определяется исходя из того, каким органом он принят, а в отдельных случаях — исходя из вида акта (применительно к соотношению Конституции РФ с иными актами, а также федеральных конституционных законов с федеральными законами). При этом следует учитывать, что нормы кодифицированных актов не могут иметь безусловного приоритета перед нормами других федеральных законов, хотя иногда в кодифицированных актах это закрепляется[8].

Во вторую очередь применяется принцип приоритета специальной нормы перед общей.

Под специальной понимается правовая норма, закрепляющая особенности, присущие для какого-либо субъекта (например, кредитных организаций) или объекта (например, валютных ценностей). Указанное понятие в связи с отсутствием его специального юридического значения основано на общем филологическом смысле слова «специальный». Специальный характер нормы определяется либо через наличие указания на возможность установления особенностей правового регулирования в других актах, а если этого нет — через сравнение сферы действия норм по субъекту или по объекту.

Примером первого случая является п. 3 ст. 1 Закона об акционерных обществах, в котором закреплено, что особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.

Сферы действия общей и специальной норм должны либо совпадать по объектам правового регулирования, но соотноситься как общее и частное по субъектам регулируемых отношений, либо совпадать по субъектам регулируемых отношений, но соотноситься как общее и частное по объектам.

В последнюю очередь, если невозможно применить первые два принципа, применяется принцип приоритета нормы принятой позднее, который является универсальным.

Применительно к федеральным законам юридическое значение имеет дата принятия закона (выражения воли законодателем), а не дата его подписания Президентом РФ, опубликования или вступления в силу. Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Учитывая, что правовые нормы подвержены изменениям, при разрешении коллизий необходимо исходить из даты принятия конкретных положений, между которыми возникли противоречия, а не из даты принятия последних поправок в федеральный закон, где содержатся эти положения. Это обусловлено тем, что коллизии разрешаются между нормами права или их отдельными положениями, а не в целом между актами.

1.2. Предмет и основные понятия банковского права


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: