Государственные корпорации и иные организационно-правовые формы

Один из аспектов вопроса об обоснованности создания государственных корпораций в тех или иных сферах связан с выбором этой организационно-правовой формы из числа существующих организационно-правовых форм юридических лиц.

Решение этого вопроса прежде всего должно осуществляться через выбор между коммерческим и некоммерческим видами юридических лиц.

Государственные корпорации, исходя из их сущности, должны создаваться в тех сферах, где деятельность не может осуществляться на коммерческой основе.

Исключение составляют сферы, где требуется преодоление кризисных явлений. Так, Агентство по реструктуризации кредитных организаций создавалось для преодоления системного банковского кризиса 1998 г., Агентство по страхованию вкладов — для преодоления кризиса доверия вкладчиков к банковской системе.

Причем в последнем случае у государства был выбор: закрепить право осуществления страхования вкладов граждан либо за государственной корпорацией, либо передать это право коммерческим страховым организациям.

Однако риски осуществления страхования вкладов граждан в тот период были настолько высоки, что этот вид страхования не представлял интереса для коммерческих страховых организаций. Причем даже при создании действующей системы страхования вкладов, носящей некоммерческий характер, банки допускались в нее только после проверки их финансовой устойчивости.

Выбором государства в пользу создания коммерческой организации в форме акционерного общества, помимо коммерческого характера деятельности, может быть создание почвы для дальнейшей приватизации акций либо развития за счет привлечения частных инвестиций путем дополнительного выпуска акций.

Государственные и казенные унитарные предприятия, являющиеся коммерческими организациями, с точки зрения функционирования отличаются от государственных корпораций следующим:

— они могут быть созданы только в строго определенных сферах, как правило, затрагивающих вопросы безопасности государства либо связанных с использованием имущества, изъятого из оборота или ограниченно оборотоспособного (п. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

— имеют более жесткое управление, осуществляемое непосредственно государственным органом (ст. 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

— имеют бόльшую скованность в использовании имущества, поскольку их полномочия по распоряжению имуществом определенного вида ограничены необходимостью получения согласия собственника либо вообще отсутствуют (ст. 18 и 19 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Приватизация вновь создаваемых государственных унитарных предприятий, как правило, в ближайшей перспективе не предполагается.

При выборе из числа организационно-правовых форм некоммерческих организаций необходимо учитывать следующее.

Учреждения, в отличие от государственных корпораций, действуют по заданию собственника (п. 1 ст. 296 ГК РФ), отчуждение закрепленного за ними имущества не допускается (п. 1 ст. 298 ГК РФ), отвечают они по своим обязательствам только денежными средствами, в связи с чем собственник несет по этим обязательствам субсидиарную ответственность (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Соответственно возможностью проявления инициативы в достижении цели они не наделяются.

Фонды по своему правовому статусу очень близки к государственным корпорациям, но они учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Создать его по решению государства без участия иных субъектов нельзя. Получается, что фонды отличаются от государственных корпораций тем, что их учредителями могут выступать физические и юридические лица, а в государственных корпорациях — только Российская Федерация.

Немаловажным является и вопрос собственности.

Так, на государственные корпорации похож правовой статус Банка России. Однако, поскольку имущество Банка России является федеральной собственностью, у него особая организационно-правовая форма, существующая в единственном экземпляре, — Центральный банк РФ (Банк России), отличная от государственной корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: