Источники формирования имущества

Применительно к государственным корпорациям в законах об их создании содержится открытый перечень источников формирования имущества, т.е. перечень видов деятельности и отдельных сделок, в результате которых у них могут возникать права собственности и иные имущественные права (ст. 34 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ, ч. 1 ст. 5 Закона о Банке развития).

Соответственно по данному вопросу можно руководствоваться общим перечнем источников формирования имущества некоммерческих организаций, содержащимся в п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях.

Согласно этому пункту такими источниками являются:

ü регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Применительно к государственным корпорациям это могут быть только разовые поступления от имени Российской Федерации;

ü добровольные имущественные взносы и пожертвования;

ü выручка от реализации товаров, работ, услуг;

ü дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

ü доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

ü другие, не запрещенные законом поступления.

Государственные корпорации вправе привлекать денежные средства, например, в виде займов. Причем для Внешэкономбанка количественные ограничения таких операций устанавливает Правительство РФ в Меморандуме о финансовой политике (ч. 6 ст. 4 Закона о Банке развития).

Источниками формирования имущества государственной корпорации также могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом.

Данное положение включено применительно к страховым взносам банков, привлекающих денежные средства граждан во вклады, в фонд страхования вкладов. Внесение этих страховых вносов обязательно в силу Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ. Их упоминание в Законе о некоммерческих организациях потребовалось в связи с тем, что для них устанавливается особый порядок исчисления и уплаты, отличающийся от порядка уплаты страховых взносов, предусмотренных законодательством об иных видах страхования.

Помимо этого, в Законе о некоммерческих организациях установлено, что порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) может определяться учредительными документами некоммерческой организации (п. 2 ст. 26). Применительно к государственным корпорациям это может быть предусмотрено только в отношении Российской Федерации и только в законах.

В то же время законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Применительно к Агентству по страхованию вкладов эти ограничения установлены в виде исчерпывающих перечней объектов и форм размещения (инвестирования) средств фонда страхования вкладов (ст. 38 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ). Однако при наличии открытого перечня источников формирования их имущества это не может означать запрет осуществлять иные виды деятельности или отдельные сделки за счет иного имущества Агентства.

Следует также отметить, что государственные корпорации не могут быть получателями доходов от целевого капитала, т.е. не могут передавать в доверительное управление имущество, сформированное за счет пожертвований (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»). Иное имущество передавать в доверительное управление государственные корпорации могут.

Из имущества государственных корпораций в обязательном порядке формируются:

— у Агентства по страхованию вкладов — фонд обязательного страхования вкладов, который обособляется от иного его имущества (ст. 33 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ);

— у Внешэкономбанка — уставный капитал (ст. 18 Закона о Банке развития). Специально для этого внесено дополнение в п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях о возможности формировании у государственных корпораций уставного капитала.

Внешэкономбанку предоставляется право для достижения целей, ради которых он создан, формировать в составе своего имущества целевые резервы (фонды). Решения о создании таких резервов (фондов) и о порядке расходования составляющих их средств принимается Наблюдательным советом этой государственной корпорации (п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона о Банке развития).

Для Агентства по страхованию вкладов законом предусмотрено утверждение советом директоров сметы расходов (п. 9 ст.19 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: