Функции и полномочия

Для достижения целей своей деятельности государственные корпорации наделяются определенными функциями, соответствующими им правами, в том числе полномочиями властного характера, и обязанностями.

Функции государственных корпораций можно условно разделить на три группы:

1) связанные с формированием и использованием их имущества;

2) организационно-координирующие (без властных полномочий);

3) распорядительные, регулирующие и контрольные (основанные на властных полномочиях).

При этом следует отметить, что российским законодательством запрещается совмещение функций органов власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов (ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции). Однако исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами, которыми в данном случае являются федеральные законы об отдельных государственных корпорациях.

Возможность установления таких исключений является следствием правовой позиции Конституционного Суда РФ, выработанной применительно к нотариусам, согласно которой «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2), такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам»[84].

Примером функций, относящихся к первой группе, является выпуск ценных бумаг.

Такая возможность прямо предусмотрена и для Агентства по страхованию вкладов (ч. 1 ст. 16 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ) и для Внешэкономбанка (ч. 3 ст. 3 Закона о Банке развития).

При этом применительно к эмиссионным ценным бумагам государственные корпорации вправе выпускать только облигации. Акции и опционы эмитента могут выпускать только акционерные общества (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг).

Также следует учитывать, что Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк в силу закона являются квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг).

В качестве примера функций второй группы можно привести полномочия Внешэкономбанка по организации и проведению экспертиз инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров, включая организацию экспертизы инженерно-технических решений (п. 14 ч. 3 ст. 3 Закона о Банке развития).

Примерами функций третьей группы являются полномочия Агентства по страхованию вкладов по определению порядка расчета страховых взносов в фонд страхования вкладов граждан и ставки этих взносов (п. 7 ч. 2 ст. 15, ч. 7 ст. 36 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ).

При этом сами государственные корпорации не могут быть наделены правом применения ответственности административного характера. Например, Агентство по страхованию вкладов для этого имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности (п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках РФ). Это связано с тем, что правом применения мер государственного принуждения обладают только уполномоченные государственные органы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: