Методы:
· на основе самообслуживания - ускорение операции по продаже товаров, увеличение пропускной способности магазинов, расширение объема реализации товаров, свободный доступ покупателей к разложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осмотра и отбора без помощи продавца; функции работников торговли сводятся к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций;
· через прилавок - основная нагрузка ложится на продавца, от квалификации которого зависит скорость и качество обслуживания населения. Встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложения сопутствующих и новых товаров;
· по образцам - выкладка образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров;
|
|
· открытой выкладкой - покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания;
· по предварительным заказам - позволяет покупателям экономить время на приобретение товаров. Такой метод продажи может применяться как специализированными магазинами, так и отделами заказов магазинов общего профиля.
В последнее время получили распространение другие, достаточно эффективные методы продажи товаров: через автоматы, розничная посылочная торговля, на ярмарках и базарах, электронная коммерция.