1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
2. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.
3. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы типа: “Хорошо, теперь нам нужно обсудить...”
4. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:
5. Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
6. Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
7. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения
1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
|
|
3. Не говорите “свысока”. Не думайте, что вас не поймут.
4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все “по шагам”. Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
5. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
7. Обращайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как вы бы обращались с другими людьми.
8. Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, пусть ваш собеседник обсудит его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.