По завершении курса “Введение в профессию” студентам предлагается написать свое мнение об учебном предмете, о том, что запомнилось, какие формы работы и темы заданий были наиболее интересны, как теперь им представляется будущая профессия. Такая форма работы поможет анализировать свои знания, а также раскрыть свои отношения, эмоции и чувства по поводу той профессии, которую предстоит не только познать, но и принять личностно. Обсуждение этого вопроса может проводиться как в групповой дискуссии, так и в диалоге с преподавателем.
На наш взгляд, предлагаемый спектр заданий позволит студентам наиболее полно ознакомиться с основами социальной работы для того, чтобы затем приступить к более подробному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дисциплина “Введение в профессию” является вводной, предвосхищает дальнейшую профессиональную подготовку специалистов социальной сферы, поэтому особое внимание необходимо уделять формам и методам преподавания данного предмета. На начальном этапе профессиональной подготовки необходимо выявить личностные качества, мотивацию к выбранной профессии, помочь в профессиональном и личностном вхождении в будущую профессию. Представленные формы работы помогут заинтересовать студентов, создать поле для дальнейшего профессионального и личностного развития.
|
|
Традиционной стала такая форма учебного процесса, как организация встреч студентов первого курса и выпускников, на которых задаются различные вопросы, среди которых: “ Необходим ли предмет “Введение в профессию “Социальная работа”? ”
Среди ответов студентов 5-го курса часто звучит следующее:
“На первом курсе студенты не способны воспринимать в полном объеме сразу специализированные предметы”. — И. О., 5-й курс.
“Очная форма обучения профессии “Социальная работа” построена правильно, включает общеобразовательные дисциплины, которые необходимы студентам для всестороннего развития (философия, социология, история и т. д.). Также правильно то, что в учебный план включили дисциплину “Введение в профессию”, так как студенты, окончив школу, не имеют четкого представления о специфике и деятельности профессии, которую выбрали”. — М. В., 5-й курс.
“Поступив на первый курс, студентам сложно осознать новый вид деятельности и будущей работы, и поэтому необходимо постепенно подготавливать студента к “вхождению” в мир профессии “Социальная работа”, а также изучению специальных дисциплин”. — О. К., 5-й курс.
“Сама прекрасно вспоминаю первый курс, сколько незнакомых слов, понятий, насколько было трудно понять смысл и сущность определенных технологий социальной работы. На первом курсе студентов необходимо заинтересовать в специальности “Социальная работа”, обозначить значимость, роль этой гуманной профессии в жизни общества, поскольку первокурсникам “призрачно” представляется сущность и направление деятельности социальных работников. Поэтому важно в доступной форме обозначить вопросы и раскрыть их решение, дать ответ по волнующим студентов вопросам: что такое социальная работа как наука, учебный предмет, профессиональная деятельность? что она изучает? каковы основные функции? определить наиболее проблемные зоны этой профессии. И самое главное, замотивировать студентов именно на первом курсе в изучении этой специальности, чтобы студенты с желанием и интересом посещали занятия”. — JI. Е., 5-й курс.
|
|
“На первом курсе важно понять свою профессию, чем вы будете заниматься в дальнейшем, важна мотивация”. — М. Ю., 5-й курс.
“О дисциплине “Введение в профессию”... Необходимо максимально приблизить теорию и практику к повседневной жизни человека, что и ставилось в задачи этого курса пять лет назад. Когда ребята приходят на первый курс, они не знают, не всегда понимают, что такое социальная работа и личность профессионала. Когда дисциплина легкая в восприятии и интересная, то хочется слушать и работать часами, посещать данный курс. И должна быть “изюминка” в том, чтобы заинтересовать и зацепить пришедшего студента, а для этого с нами работали интересные люди, преподаватели, включая различные активные виды и формы занятий”. — Р. И., 5-й курс.
Предмет “Введение в профессию” необходим для того, чтобы показать студенту особенности его будущей профессии. Он позволяет ему оценить важность выбранной им профессии”. —
В. А., 5-й курс.
Необходимость курса “Введение в профессию” в ответах студентов 5-го курса наглядно показана на рис. 5.
Приложение 3