1. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.
2. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или передвигаться по ковру с длинным ворсом.
3. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
4. Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно.
5. Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
6. Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне.
7. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
При общении с людьми, имеющими плохое зрение и незрячими
1. Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
2. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.
3. Опишите коротко, где вы находитесь. Например: “В центре зала, примерно в шести шагах от вас, стоит стол” или: “Слева от двери, как заходишь, — кофейный столик”. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т. п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
4. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
5. Не отнимайте и не стискивайте трость человека.