Рабочее место вожатого.
Определяется местом нахождения отряда, местами проведения мероприятий в лагере.
Состав отряда.
В отряде на четырех вожатых от 45 до 50 человек. Отряды формируются по полам и возрастам.
Санитарно-гигиенические условия.
Основная деятельность отрядного вожатого должна проходить вне помещений. Световой режим дополняется искусственным освещением поздно вечером летом и особенно в период зимнего оздоровительного сезона. Зимой может быть в помещениях прохладно, вне помещений бывают резкие перепады температуры, особенно осенью и весной.
Режим труда и отдыха.
Содержание, последовательность трудовых операций вожатого определяется планом работы. Свой ритм вожатый подчиняет выполнению распорядка дня для детей и подростков.
Полный рабочий день у отрядного вожатого длится с 6.00 до 24. 00. Вожатый обязан круглосуточно находиться на отряде. В связи с производственной необходимостью в течение двух недель у вожатого может не быть ни одного выходного дня.
Психофизиологические особенности труда.
Труд отрядного вожатого связан с большой физической нагрузкой, эмоциональной напряженностью, высокой ответственностью за жизнь и здоровье детей, сложностью и многообразием текущих задач. Общение с детьми эмоционально насыщено для вожатого, иногда стрессогенно.
Вожатый работает в условиях детского шума, громких разговоров, крика, смеха. Замкнутость социокультурной системы дополнительно влияет на психологическое истощение и утомление. Большая физическая и эмоциональная нагрузка в течение дня, недели, смены с недостаточным количеством выходных дней, 5-6-часовым ночным сном истощает организм и ослабляет его защитные реакции на различные заболевания, связанные с переутомлением. Результат – резкое ухудшение работоспособности, немотивированные эмоциональные реакции, неврозы. В итоге - безразличие, пассивность, депрессия.
Первым объектом негативных последствий состояния утомления, как правило, являются дети. Это проявляется в раздражительности, грубости, "командном" стиле воспитательной работы. Утомление снижает творческие возможности вожатого, вызывает у него стремление упростить процесс воспитания, свести его к формальному исполнению.