Культура России в ХVII в

В XVII веке происходит "обмирщение" культуры (освобождение от церковного влияния), усиление проникновения западной культуры (в том числе, более широкое приглашение зарубежных специалистов – Немецкая слобода. Это находит применение особенно в армии. Уже к 80–м гг. насчитывается 63 единицы иностранного строя (90 тыс. чел.).

Материальная культура. С 30–х гг. появляются мануфактуры (первая – пушечная). Было освоено глубинное (до 200 м) бурение скважин на соляных промыслах. Установлены куранты на Спасской башне Московского кремля. Происходит зарождение морского судостроения: в 60–х гг. голландскими мастерами построен корабль "Орел".

Идеологическая жизнь. Наиболее крупное событие этого времени – церковные реформы патриарха Никона середины века и раскол. Сущность этих реформ: исправление церковных книг в соответствии с древними образцами. На самом же деле – по украинским образцам, которые в свою очередь находились под католическим влиянием. Поэтому в современной фундаменталистской литературе существует точка зрения, что реформы Никона имели роковое значение – подрыв национальных традиций, засилье Запада (то, что обычно связывается с Петром I). Против реформ выступали старообрядцы, особенно протопоп Аввакум. Крупнейшее идеологическое и социальное движение не только в XVII, но и в XVIII в. во многом впервые основательно изучено сибирскими историками, в том числе и академиком Николаем Николаевичем Покровским.

Образование. Издание учебных пособий. В 1621 г. выходит книга пушечного мастера А.Михайлова "Устав ратных дел", где много сведений по математике, физике и др. В 1634 г. печатается первый печатный букварь В.Бурцева.

Создание ряда учебных заведений – школа при одном из монастырей для подготовки подьячих, школа при Печатном дворе, при Аптекарском приказе "школа русских лекарей".

В 1687 г. организовывается Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение (здесь учился потом Ломоносов).

Литература. После "смуты" создается ряд произведений о его событиях, в том числе, Авраамия Палицына (он возглавлял оборону Троице–Сергиёва монастыря).

Самое яркое произведение того времени "Житие протопопа Аввакума" – представляет народно–обличительное направление.

Идет проникновение западных влияний – первый западник Симеон Полоцкий (воспитатель детей Алексея Михайловича). Является основоположником "силлабической" поэзии – оды в честь царской фамилии.

На протяжении столетия появляются народно–сатирические произведения: «Повесть о Горе–Злосчастии», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершевиче» и др.

Зодчество. В XVII веке существенные изменения коснулись и зодчества. Одно из высших достижений – деревянное зодчество. Наиболее известен дворец в с. Коломенском.

Достигла своего расцвета шатровая архитектура – шатровые башни Московского кремля.

Началось стремление к нарядному "узорочью" – украшение цветными изразцами, яркими красками. – Яркие посадские церкви. Ростовский кремль – сказочный город.

Живопись. Изобразительное искусство практически сохранило традиционный стиль. Иконопись – Симон Ушаков интересовался изображением реальных человеческих лиц, некоторый отход от традиций виден в его иконе "Спас нерукотворный".

Впервые появляются "парсуны" – портретные изображения людей.

Выводы. Можно сказать, что XVII век является переходным периодом от средневековой культуры к культуре Нового времени, происходит создание предпосылок для петровских преобразований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: