Полеты в зону в облаках

Глава 4

ПОЛЕТЫ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ

Освоение летным составом полетов по приборам в сложных метеорологических условиях (в облаках) является одной из главных задач боевой подготовки вертолетных частей и подраз­делений армейской авиации.

Пилотажно-навигационное оборудование вертолета позволяет производить полеты в облаках днем и ночью, выполнять заходы на посадку с применением посадочных систем.

К полетам в облаках, как правило, допускаются летчики, в полном объеме освоившие все элементы полета по приборам в закрытой кабине.

ПОЛЕТЫ В ЗОНУ В ОБЛАКАХ

Обучение летного состава технике пилотирования в облаках начинается, как правило, с полетов в зону. В зоне отрабатыва­ются пилотирование вертолета в облаках в режиме набора вы­соты, в горизонтальном полете и на снижении, перевод вертоле­та с одного режима на другой, виражи и развороты. Развороты на заданный курс и угол отрабатываются во всех режимах полета.

При подготовке вертолета к полету в облаках необходимо тщательно проверить работоспособность пилотажно-навигационных приборов и радиооборудования в объеме, указанном в гла­ве 2 «Полеты по приборам в закрытой кабине». Кроме того, при пробе двигателей следует убедиться в исправности противообледенительных систем двигателей, ПЗУ, лопастей винтов, стекол кабины, а также систем обогрева кабин и приемников воздуш­ного давления (ПВД).

Перед выруливанием экипаж обязан: проверить, включены ли все необходимые для выполнения полета АЗС и выключате­ли; убедиться в нормальной работе автопилота, авиагоризон­тов, указателя поворота, радиокомпасов (АРК-9 и АРК-УД, АРК-У2), курсовой системы, радиовысотомера, ДИСС-15 (ДИВ-1), стеклоочистителей; проверить время и завести часы, Давление на барометрических высотомерах при установлен­ных на нуль стрелках не должно отличаться от фактического давления на уровне аэродрома более чем на 1,5мм рт. ст. Все

гироскопические приборы должны быть включены не позднее чем за 3—5 мин до взлета. При отрицательных температурах наружного воздуха во избежание запотевания и обмерзания остекления фонаря необходимо включить систему обогрева кабин (КО-50) и обогрев передних стекол, а также обогрев ак­кумуляторов и часов. Обогрев ПВД включается при темпера­туре наружного воздуха +50С и ниже. При необходимости следует включить стеклоочистители.

Перед выруливанием при температуре наружного воздуха +5°С и ниже во избежание обледенения входных устройств и сброса льда в двигатели противообледенительную систему дви­гателей включить вручную, для чего выключатель ОБОГРЕВ ДВИГ. ПЗУ ЛЕВ. установить в положение ВКЛ., а переклю­чатель ОБОГРЕВ ДВИГ. ПЗУ ПРАВ—в положение РУЧ­НОЕ.

Летчику-штурману установить на индикаторе координат ДИСС-15 угол карты по заданному маршруту, расстояние и боковое уклонение на нуль, включить пульт кнопкой ВКЛ., расположенной на этом пульте.

Вырулив к месту взлета, командир экипажа согласовыва­ет курсовую систему, устанавливает курсозадатчик УГР-4УК на магнитный курс взлета, убеждается, что радиовысотомер включен, и треугольный индекс на указателе высоты установ­лен на опасную высоту, питание на авиагоризонт подано (флажка на фоне шкалы АГБ-ЗК нет) и радиокомпас АРК-9 правильно показывает направление на приводную радиостан­цию. В такой же последовательности проверяет пилотажно-навигационное оборудование и летчик-штурман. Бортовой тех­ник убеждается в нормальной работе двигателей, трансмиссии и источников электроэнергии. После оценки воздушной об­становки по радиообмену и осмотра каждым летчиком своего сектора воздушного пространства командир экипажа запраши­вает у руководителя полетов разрешение на взлет и получив его, производит взлет.

После отрыва в момент перевода вертолета на разгон ско­рости бортовой техник должен включить, секундомер и кноп­ку ВРЕМЯ ПОЛЕТА на бортовых часах.

После взлета до входа в облака установить скорость набо­ра высоты 150 км/ч, вертикальную скорость набора 3—4 м/с, снять нагрузку с ручки управления и педалей, убедиться в ис­правной работе силовой установки, в правильности показаний авиагоризонта, указателя поворота, радиокомпаса и указателя курсовой системы УГР-4УК. Правильность показаний АГБ-ЗК и ЭУП-53 проверяется сопоставлением фактического положе­ния вертолета относительно естественного горизонта, а пра­вильность показаний УГР-4УК — сопоставлением фактическо­го положения вертолета относительно оси взлетно-посадочной полосы (приводной радиостанции).

30 м до высоты нижнего края облаков полностью перейти на пилотирование по приборам.

При полете в облаках с включенной противообледенительной системой бортовой техник должен постоянно следить за ее работой. При отказе противообледенительной системы верто­лета (двигателей) или генераторов переменного тока доложить руководителю полетов и немедленно выйти из зоны обледене­ния.

Полеты в облаках по условиям пилотирования являются полетами по приборам. Поэтому все рекомендации по выдер­живанию заданного режима полета, распределению внима­ния, методике исправления возможных отклонений вне види­мости земли и естественного горизонта, которые даны в главе 2 «Полеты по приборам в закрытой кабине», полностьюотносят­ся также и к пилотированию вертолета в облаках.

Для летного состава, в полном объеме овладевшего техни­кой пилотирования по приборам в закрытой кабине, выполне­ние полета в облаках особых трудностей не представляет.В тоже время полет в облаках по сравнению с полетами в закрытой кабине имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

При полете в облаках в поле зрения летчика кроме пилотажно-навигационных приборов находятся части фонаря каби­ны; он может наблюдать такие явления, как изменение плотно­сти и цвета облаков, выпадение дождя или снега, обледенение остекления; при облачности менее 10 баллов может периоди­чески выходить из облаков. Все это может отвлечь внимание от наблюдения за показаниями пилотажно-навигационных прибо­ров и в результате привести к потере пространственного поло­жения. Поэтому при выполнении полета в облаках летчик Дол­жен все внимание сосредоточить только на наблюденииза пилотажно-навигационными приборами в той последовательно­сти, которая была выработана при полетах в закрытой кабине.

Полет в облаках совершенно исключает ведение визуальной ориентировки и наблюдение за другими вертолетами. Этим обу­словлена необходимость самого широкого использования при полетах в облаках наземных и бортовых радиотехнических средств, и особенно точного выдерживания расчетного режима полета (курса, радиопеленга, скорости, высоты и времени).

Чтобы точно находиться в пилотажной зоне, необходимо все время удерживать вертолет в секторе расчетных радиопелен­гов данной зоны и в секторе расчетной дальности, используя при этом ДИСС-15, радиопеленгатор (АРК-9) и радиолокатор.

При высоте нижней границы облаков более 600 м место вертолета можно контролировать визуально путем периодиче­ских выходов под облака.

По окончании задания в зоне с разрешения руководителя полетов и на указанной им высоте выйти на приводную радио­станцию и после ее прохода выполнить заход на посадку уста­новленным на аэродроме способом.

При высоте нижней границы облаков 600 м и более место пробивания облаков (в зоне или над аэродромом) и порядок выхода на аэродром (визуально, в облаках или в закрытой кабине под облаками) указывает руководитель полетов в за­висимости от воздушной обстановки в районе аэродрома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: