Глава 4
ПОЛЕТЫ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ
Освоение летным составом полетов по приборам в сложных метеорологических условиях (в облаках) является одной из главных задач боевой подготовки вертолетных частей и подразделений армейской авиации.
Пилотажно-навигационное оборудование вертолета позволяет производить полеты в облаках днем и ночью, выполнять заходы на посадку с применением посадочных систем.
К полетам в облаках, как правило, допускаются летчики, в полном объеме освоившие все элементы полета по приборам в закрытой кабине.
ПОЛЕТЫ В ЗОНУ В ОБЛАКАХ
Обучение летного состава технике пилотирования в облаках начинается, как правило, с полетов в зону. В зоне отрабатываются пилотирование вертолета в облаках в режиме набора высоты, в горизонтальном полете и на снижении, перевод вертолета с одного режима на другой, виражи и развороты. Развороты на заданный курс и угол отрабатываются во всех режимах полета.
При подготовке вертолета к полету в облаках необходимо тщательно проверить работоспособность пилотажно-навигационных приборов и радиооборудования в объеме, указанном в главе 2 «Полеты по приборам в закрытой кабине». Кроме того, при пробе двигателей следует убедиться в исправности противообледенительных систем двигателей, ПЗУ, лопастей винтов, стекол кабины, а также систем обогрева кабин и приемников воздушного давления (ПВД).
Перед выруливанием экипаж обязан: проверить, включены ли все необходимые для выполнения полета АЗС и выключатели; убедиться в нормальной работе автопилота, авиагоризонтов, указателя поворота, радиокомпасов (АРК-9 и АРК-УД, АРК-У2), курсовой системы, радиовысотомера, ДИСС-15 (ДИВ-1), стеклоочистителей; проверить время и завести часы, Давление на барометрических высотомерах при установленных на нуль стрелках не должно отличаться от фактического давления на уровне аэродрома более чем на 1,5мм рт. ст. Все
гироскопические приборы должны быть включены не позднее чем за 3—5 мин до взлета. При отрицательных температурах наружного воздуха во избежание запотевания и обмерзания остекления фонаря необходимо включить систему обогрева кабин (КО-50) и обогрев передних стекол, а также обогрев аккумуляторов и часов. Обогрев ПВД включается при температуре наружного воздуха +50С и ниже. При необходимости следует включить стеклоочистители.
Перед выруливанием при температуре наружного воздуха +5°С и ниже во избежание обледенения входных устройств и сброса льда в двигатели противообледенительную систему двигателей включить вручную, для чего выключатель ОБОГРЕВ ДВИГ. ПЗУ ЛЕВ. установить в положение ВКЛ., а переключатель ОБОГРЕВ ДВИГ. ПЗУ ПРАВ—в положение РУЧНОЕ.
Летчику-штурману установить на индикаторе координат ДИСС-15 угол карты по заданному маршруту, расстояние и боковое уклонение на нуль, включить пульт кнопкой ВКЛ., расположенной на этом пульте.
Вырулив к месту взлета, командир экипажа согласовывает курсовую систему, устанавливает курсозадатчик УГР-4УК на магнитный курс взлета, убеждается, что радиовысотомер включен, и треугольный индекс на указателе высоты установлен на опасную высоту, питание на авиагоризонт подано (флажка на фоне шкалы АГБ-ЗК нет) и радиокомпас АРК-9 правильно показывает направление на приводную радиостанцию. В такой же последовательности проверяет пилотажно-навигационное оборудование и летчик-штурман. Бортовой техник убеждается в нормальной работе двигателей, трансмиссии и источников электроэнергии. После оценки воздушной обстановки по радиообмену и осмотра каждым летчиком своего сектора воздушного пространства командир экипажа запрашивает у руководителя полетов разрешение на взлет и получив его, производит взлет.
После отрыва в момент перевода вертолета на разгон скорости бортовой техник должен включить, секундомер и кнопку ВРЕМЯ ПОЛЕТА на бортовых часах.
После взлета до входа в облака установить скорость набора высоты 150 км/ч, вертикальную скорость набора 3—4 м/с, снять нагрузку с ручки управления и педалей, убедиться в исправной работе силовой установки, в правильности показаний авиагоризонта, указателя поворота, радиокомпаса и указателя курсовой системы УГР-4УК. Правильность показаний АГБ-ЗК и ЭУП-53 проверяется сопоставлением фактического положения вертолета относительно естественного горизонта, а правильность показаний УГР-4УК — сопоставлением фактического положения вертолета относительно оси взлетно-посадочной полосы (приводной радиостанции).
30 м до высоты нижнего края облаков полностью перейти на пилотирование по приборам.
При полете в облаках с включенной противообледенительной системой бортовой техник должен постоянно следить за ее работой. При отказе противообледенительной системы вертолета (двигателей) или генераторов переменного тока доложить руководителю полетов и немедленно выйти из зоны обледенения.
Полеты в облаках по условиям пилотирования являются полетами по приборам. Поэтому все рекомендации по выдерживанию заданного режима полета, распределению внимания, методике исправления возможных отклонений вне видимости земли и естественного горизонта, которые даны в главе 2 «Полеты по приборам в закрытой кабине», полностьюотносятся также и к пилотированию вертолета в облаках.
Для летного состава, в полном объеме овладевшего техникой пилотирования по приборам в закрытой кабине, выполнение полета в облаках особых трудностей не представляет.В тоже время полет в облаках по сравнению с полетами в закрытой кабине имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.
При полете в облаках в поле зрения летчика кроме пилотажно-навигационных приборов находятся части фонаря кабины; он может наблюдать такие явления, как изменение плотности и цвета облаков, выпадение дождя или снега, обледенение остекления; при облачности менее 10 баллов может периодически выходить из облаков. Все это может отвлечь внимание от наблюдения за показаниями пилотажно-навигационных приборов и в результате привести к потере пространственного положения. Поэтому при выполнении полета в облаках летчик Должен все внимание сосредоточить только на наблюденииза пилотажно-навигационными приборами в той последовательности, которая была выработана при полетах в закрытой кабине.
Полет в облаках совершенно исключает ведение визуальной ориентировки и наблюдение за другими вертолетами. Этим обусловлена необходимость самого широкого использования при полетах в облаках наземных и бортовых радиотехнических средств, и особенно точного выдерживания расчетного режима полета (курса, радиопеленга, скорости, высоты и времени).
Чтобы точно находиться в пилотажной зоне, необходимо все время удерживать вертолет в секторе расчетных радиопеленгов данной зоны и в секторе расчетной дальности, используя при этом ДИСС-15, радиопеленгатор (АРК-9) и радиолокатор.
При высоте нижней границы облаков более 600 м место вертолета можно контролировать визуально путем периодических выходов под облака.
По окончании задания в зоне с разрешения руководителя полетов и на указанной им высоте выйти на приводную радиостанцию и после ее прохода выполнить заход на посадку установленным на аэродроме способом.
При высоте нижней границы облаков 600 м и более место пробивания облаков (в зоне или над аэродромом) и порядок выхода на аэродром (визуально, в облаках или в закрытой кабине под облаками) указывает руководитель полетов в зависимости от воздушной обстановки в районе аэродрома.