Полеты с заходом на посадку по коробочке выполняются на высотах не ниже 300 м по схеме, приведенной на рис. 35. При подготовке к полету необходимо по известному ветру рассчитать магнитные курсы и путевое время полета для каждого участка коробочки, а также значения курсовых углов (КУР) и магнитных пеленгов (МПР) ближней приводной радиостанции на втором, третьем, четвертом разворотах и на траверзе ПРС с учетом углов сноса.
Магнитные курсы, путевые скорости и время полета рассчитываются с помощью ветрочета, расчетчика или на навигационной линейке, а курсовые углы радиостанции по формуле КУР=КУРшт±УС, где КУРшт — штилевое значение КУР в точках начала разворотов.
Из формулы видно, что курсовые углы радиостанциина разворотах и на траверзе ПРС при левом сносе будут меньше, а при правом сносе—больше их штилевого значения.
Рассчитанные магнитные курсы, путевое время и курсовые углы радиостанции рекомендуется свести в специальную таблицу. В эту таблицу заносятся также значения магнитных пеленгов радиостанции (МПР) для каждого разворота и траверза ПРС.
По МПР можно значительно точнее, чем по курсовым углам, выполнить заход на посадку по коробочке. Это объясняется тем, что каждое деление внешней шкалы УГР-4УК соответствует 10°, а цена деления шкалы курсов (МПР)—2°. Кроме того, определение моментов разворота и прохода траверза по курсовым углам несколько затруднено еще и потому, что при отклонениях от заданного курса изменяются значения расчетных курсовых углов. Летчику все время приходится производить пересчеты. Значения же МПР при отклонениях от заданного курса не изменяются, что в значительной степени облегчает действия летчика.
Значение магнитных пеленгов радиостанции рассчитывается по формуле МПР=МК+КУР.
Расчетные радиопеленги можно определить упрощенным способом. Для этого необходимо знать постоянные величины, которые следует прибавлять к магнитному курсу посадки. Расчет МПР на разворотах и траверзе ПРС при левой и правой коробочках показан в табл. 7.
Таблица 7
Направление коробочки | Расчетный радиопеленг | |||
на втором развороте | на траверзе | на третьем развороте | на четвертом развороте | |
Левая Правая | МКп+1500 МКп+2100 | МКп+90° МКп+2700 | МКп+600 МКп+3000 | МКп+15° МКп—15° |
Взлет выполняется в обычном порядке. В момент перевода вертолета на разгон скорости летчик-штурман включает кнопку ВРЕМЯ ПОЛЕТА и секундомер на бортовых часах. Разгонять вертолет до скорости 150 км/ч и устанавливать заданный режим набора высоты необходимо в визуальном полете до входа в облака. Перед входом в облака убедиться в правильности показаний пилотажно-навигационных приборов, проконтролировать работу силовой установки и систем вертолета и перейти на пилотирование вертолета по приборам.
Набор высоты выполнять на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 3—4 м/с.
При боковом ветре необходимо под отсчетным индексом на УГР-4УК. выдерживать курс, рассчитанный с учетом угла сноса. Курсозадатчикво всехслучаях должен быть установленна взлетный курс.
По истечении расчетного времени полета до первого разворота для контроля момента выхода в точку начала второго разворота летчику-штурману остановить и вновь пустить секундомер на бортовых часах. Командир экипажа вводит вертолет в разворот. О выполнении разворота следует доложить руководителю полетов. В дальнейшем радиообмен вести по схеме, установленной Курсом боевой подготовки. Разворот выполнить на 90° с учетом угла сноса. Крен на разворотах при полете по коробочке выдерживать 10°.
По достижении высоты 300 м (или высоты полета "по коробочке, установленной инструкцией по производству полетовнааэродроме) перевести вертолет в режим горизонтального полета и установить скорость 160 км/ч.
Второй разворот па 90° с учетом угла сноса выполняется по истечении расчетного времени при КУР=240°±УС (120°±УС при правой коробочке) или на расчетном МПР.
При КУР=270°±УС (90"±УС при правой коробочке) или на расчетном МПР командир экипажа докладывает руководителю полетов о проходе траверза ПРС, а летчик-штурман останавливает и снова пускает секундомер на бортовых часах. На доклад о проходе траверза руководитель полетов должен дать квитанцию. Если такая квитанция не получена, командир экипажа повторно докладывает о проходе траверза и о промежутке времени, прошедшего после его прохода.
Третий разворот на 90° с учетом угла сноса выполняется по истечении расчетного времени при КУР=240°±УС (120°±УС при правой коробочке) или на расчетном МПР. Разворот выполняется на скорости 160 км/ч с креном 10°.
С началом ввода в разворот необходимо остановить и вновь включить секундомер для контроля момента выхода в точку начала четвертого разворота.
После третьего разворота перевести вертолет на снижение с вертикальной скоростью 2—3 м/с и установить поступательную скорость 150 км/ч. По достижении высоты 200 м вертолет перевести в горизонтальный полет и выдерживать скорость 150 км/ч.
Четвертый разворот выполняется в режиме горизонтального полета на высоте не ниже 200 м на скорости 150 км/ч с креном 10—15°. Вводить вертолет в разворот при КУР = 285° ± УС (75°±УС при правой коробочке) или на расчетном МПР. К моменту ввода в четвертый разворот острый конец стрелки радиокомпаса подходит к верхнему обрезукурсозадатчика.Угол между ними будет равен 15°.
В процессе выполнения четвертого разворота добиваться, чтобы при выходе на посадочный курс курсовой угол радиостанции был равен нулю. Для этого за 30° до выхода на посадочный курс стрелка радиокомпаса должна совместиться с курсозадатчиком (установиться на посадочный курс). Дальнейший разворот выполняется при совмещенных стрелках. Последовательность действий летчика по точному выводу вертолета на посадочный курс (в створ ВПП) изложена в разделе «Заход на посадку с прямой».
Вывод из разворота на посадочный курс при отсутствии сноса следует производить с таким расчетом, чтобы совмещенные стрелки радиокомпаса и курсозадатчика установились под отсчетным индексом указателя УГР-4УК. При наличии на посадочном курсе сноса стрелку радиокомпаса необходимо установить в стороне от отсчетного индекса на величину угла сноса (справа при правом и слева—при левом сносе). После выхода из четвертого разворота перевести вертолет на снижение с вертикальной скоростью 2—3 м/с.
Если в процессе выполнения четвертого разворота выйти в створ ВПП не удается, вывод из разворота произвести в направлении на ПРС (КУР=0), определить величину и сторону отклонения от посадочного курса и, если оно будет более 5°, исправить ошибку. Методика исправления ошибок в процессе снижения на посадочном курсе для выхода в створ ВПП изложена в разделе «Заход на посадку с прямой».
При планировании на ПРС командиру экипажа выдерживать заданный режим, не допуская полета со скольжением и увеличения вертикальной скорости снижения более 3 м/с.
При подходе к ПРС уменьшить скорость планирования с таким расчетом, чтобы над приводной радиостанцией на высоте 100 м скорость по прибору была 120—140 км/ч. Если снижение на высоту 100 м произведено до прохода ПРС, перевести вертолет в горизонтальный полет.
После пролета приводной радиостанции до выхода из облаков продолжать снижение с гашениемскорости до 100 км/чс вертикальной скоростью 2—3 м/с.
После выхода из облаков перейти на визуальный полет, уточнить при необходимости заход и расчет на посадку и выполнить посадку.
При заходе на посадку методом большой коробочки после возвращения с маршрута или из зоны и пролета ПРС взять посадочный курс. Полет до первого разворота выполнять на скорости 150 км/ч. По истечении расчетного времени полета выполнить первый разворот. В дальнейшем порядок действий экипажа такой же, как при выполнении полета по коробочке.