В самом общем смысле управление и отображение — всегда взаимная вложенность понятий, выражающих эти процессы, и самих объективных процессов, протекающих в Объективной реальности.
УПРАВЛЕНИЕ — информационно-алгоритмический процесс — является отображением: из объекта и среды, окружающей объект управления, в систему управления объектом — обратные связи; и из системы управления объектом в объект и среду — прямые связи. Обратные связи, по которым поступает информация о состоянии среды и положении объекта в ней, — внешние обратные связи; а по которым поступает информация о состоянии элементов объекта и системы управления им, — внутренние обратные связи. Аналогичным образом на внешние и внутренние подразделяются и прямые связи (рис 66).
Рис. 66
Объект, находящийся в среде, и система управления им, связанные друг с другом цепями прямых и обратных связей, далее будем называть ЗАМКНУТОЙ СИСТЕМОЙ (далее это термин).
Это определение терминов прямые и обратные связи, «замкнутая система» содержат в себе некоторые умолчания, значимые в контексте ДОТУ. Вследствие наличия этих умолчаний в контексте ДОТУ оно является более общим, включающим в себя тот смысл, который не свойственен этим терминам в исторически сложившихся технических версиях теории управления.
«Замкнутая система управления, система управления, в которой управляющее воздействие формируется в функции отклонения значения управляемой величины от требуемого закона её изменения» (Большая советская энциклопедия, изд. 3, т. 9, стр. 325).
Соответственно определениям такого рода, когда говорят о прямых и обратных связях в замкнутой системе, то имеют ввиду только связи с объектом управления, но не со средой. При этом под прямой связью понимают — управляющее воздействие, а под обратной — введение в систему управления информации о реакции объекта управления на управляющее воздействие. По существу в определениях термина «замкнутая система» такого рода речь идёт о том, что в замкнутых системах информация, на основе которой во всякий момент времени вырабатывается управляющее воздействие, включает в себя и информацию об управляющем воздействии, выработанном некогда в прошлом. Иными словами, некоторые информационные потоки, проходящие через систему управления замкнуты в кольцевом контуре их обращения, отсюда и проистекает название термина «замкнутая система».
Однако есть связки «объект + система управления», в которых обратных связей в смысле обусловленности текущего управления управлением, выработанным в прошлом, нет. Такова программная схема управления (о ней речь пойдёт далее). А в схеме управления «предиктор-корректор» (о ней тоже речь пойдёт далее) некоторые из связей, если их относить к категории «обратных» в традиционном понимании этого термина, замыкаются не через прошлое, а через прогнозируемое будущее в том смысле, что текущее управление включает в себя прогноз поведения управляемого объекта, в который входит и информация о вариантах текущего управления.
При этом в исторически сложившихся технических версиях теории управления нет термина для обозначения связки «объект + система управления» в общем случае рассмотрения. Поэтому, излагая ДОТУ, мы оказываемся перед выбором:
· либо как-то называть эту связку (при этом само слово «связка» явно не подходит вследствие его употребительности в самых разных контекстах);
· либо придать в контексте ДОТУ расширительное толкование терминам «прямые» и «обратные связи», «замкнутая система».
В прошлых редакциях ДОТУ нашёл выражение расширительный подход, однако он не был пояснён, что у некоторой части читателей (особенно знакомых с какими-то техническими версиями теорий управления) вызывало вопросы.
В настоящей редакции мы сохраняем расширительный подход к толкованию упомянутых терминов, и потому в контексте ДОТУ следует принять определения прямых и обратных связей с подразделением их на внешние (уходящие в средy) и внутренние (локализованные в пределах объекта управления и системы управления) так, как они даны ранее.
Также полезно ввести понятие «мощность связи». В каждом конкретном случае оно может быть построено (определенo по смыслу):
Ø для прямых связей — на основе соотнесения мощности управляющего воздействия на объект или среду, порождаемого системой управления, с собственными характеристиками объекта управления (смотря по обстоятельствам, так в случае управления движением в смысле теоретической механики это может быть соотнесение сил управляющего воздействия с массой, с моментами инерции, с характеристиками сил и моментов сопротивления движению);
Ø для обратных связей — на основе соотнесения мощности управляющего воздействия, порождаемого системой управления, с параметрами, характеризующими отклонение объекта от заданного режима и параметрами, характеризующими воздействие среды на объект, реакцией на которые является вырабатываемое системой управление.
Поэтому, чтобы не плодить лишних терминов и не делать специальных оговорок в отношении таких частных случаев управления, как программное управление (без обратных связей) и управление по схеме «предиктор-корректор» (в которой часть связей, которые в традиционном подходе можно назвать как бы обратными, поскольку они замыкаются через прогнозируемое будущее), то и в случае, если между объектом и системой управления есть хотя бы одна связь не нулевой «мощности» — прямая или обратная, — такую связку мы тоже будем называть «замкнутой системой».
И кроме того, при соотнесении процесса проектирования и создания связки «объект управления + система управления» с полной функцией управления все такого рода связки являются замкнутыми системами, поскольку без решения задачи о предсказуемости поведения они неосуществимы или неработоспособны.
Примером замкнутой системы является — автомобиль с водителем (рис. 67). Автомобиль — объект управления. Водитель, ещё более точно, — его алгоритмика психики, — система управления. Обратные связи замкнуты через зрение, слух, осязание и вестибулярный аппарат водителя, а прямые — через его руки и ноги, воздействующие на исполнительные органы: руль, педали, рукоятку переключения передач, тумблеры и кнопки. Кроме того, иерархии замкнутых контуров прямых и обратных связей имеются в системах и устройствах автомобиля и в самом человеке.
Рис. 67
Ø САМОУПРАВЛЯЮЩИЙСЯ ОБЪЕКТ, в котором не удаётся выделить систему управления им, также представляет собой замкнутую систему,
— поскольку в нём самом имеет место кольцевая замкнутость прямого и обратного отображений в некоторой иерархии контуров циркуляции информации.
Примером такого рода самоуправляющихся объектов с нелокализуемой системой управления является сливной бачок унитаза с поплавковым регулятором уровня воды. Система управления не локализована в том смысле, что её невозможно отличить от самого объекта, как возможно отличить водителя от автомобиля или блок автопилота от самолёта в целом. Кроме того, и методом изъятия узлов в замкнутой системе с нелокализованной системой управления невозможно достичь ничего, кроме как привести её в аварийное или в принципе неработоспособное состояние;
ð в замкнутых системах с локализованной системой управления изъятие системы управления НЕ нарушает в принципе работоспособности объекта управления.
Система управления объектом (локализованная или нет — всё равно) в соответствии с вектором целей управления на основе информации о состоянии замкнутой системы и окружающей среды (т.е. на основе вектора состояния), согласно интерпретации в системе управления причинно-следственных обусловленностей, иными словами, «объективных законов» существования замкнутой системы в среде, формирует управляющий сигнал, т.е. закодированную информацию о том, каким должно быть управляющее воздействие, чтобы поведение объекта отвечало вектору целей, а вектор ошибки не выходил за допустимые пределы.
Рис. 68
Рис. 69
Управляющий сигнал через прямые связи подаётся на исполнительные органы (и в окружающую среду при необходимости), что и обеспечивает управляющее воздействие на объект. По цепям обратных связей в систему управления в процессе управления подаётся информация о состоянии окружающей среды, объекта, исполнительных органов, самой системы управления (рис. 69).
Рис. 70
Рис. 71
Управление — ЦЕЛОСТНАЯ ФУНКЦИЯ: целостная в том смысле, что изъятие из неё тех или иных этапов делает данное управление невозможным, т.е. концепцию неосуществимой, а цели недостижимыми.
7. Структурный и бесструктурный
способы управления
В процессе управления замкнутая система и её часть — система управления — образуют СТРУКТУРУ:
ð подчинённую вектору целей (обусловленную им)
ð и несущую концепцию управления и составляющие её целевые функции.
Рис. 72
Ошибки в построении структуры, вызывающие её общее несоответствие:
· вектору целей
· и множеству допустимых векторов ошибки,
— могут свести практически на НЕТ высокую функциональную пригодность элементов структуры.
Поэтому при функционально пригодных (хороших в этом смысле) элементах, образующих структуру, вектор ошибки управления тем не менее, будет ВНЕ допустимых пределов.
ЕСЛИпри этом:
Ø структура создаётся до начала процесса управления,
Ø и её архитектура и элементнаябаза не изменяются в его ходе,
— то характеристики вектора ошибкиуправления определяются прежде всего соответствием архитектуры структуры вектору целей и множеству допустимых векторов ошибки управления(рис. 73): это даёт основание к тому, чтобы такой способ управления назвать СТРУКТУРНЫМ.
Рис. 73
При управлении структурным способом происходит:
Ø адресное распространение функционально ориентированной информации по элементам структуры, неизменной в процессе управления.
Примеры структурного управления:
- управление самолётом при помощи автопилота, представляющего собой структуру разнородных элементов;
- командный состав любой воинской части,
- административный состав любого завода, института и т.п. также представляют собой структуру.
БЕССТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ возможно в суперсистемах, состоящих из множества аналогичных в некотором смысле друг другу элементов (рис. 74). Элемент суперсистемы, рассматриваемый сам по себе, может оказаться системой или также суперсистемой. Поэтому для краткости для указания на систему, объемлющую множество вложенных в неё элементов-систем, избран термин «суперсистема».
Рис. 74
Каждый из элементов суперсистемы обладает способностью:
· запоминать проходящую через него информацию вероятностным образом
и также вероятностным образом
· передавать информацию другим элементам, входящим в это множество;
— то есть во множестве могут протекать процессы прямого и обратного отображения.
Поведение же элементов этого множества определяется их внутренним информационно-алгоритмическим состоянием.
В совокупности это означает, что:
1) Все элементы самоуправляемы на основе информации их памяти.
2) Каждым из них можно управлять извне, поскольку они могут принимать информацию в память (по 1).
3) Они могут управлять другими элементами (по 1, 2), поскольку могут выдавать информацию из памяти другим элементам множества.
Рис. 75
Если распространение информации в этом множестве и его последствия обладают устойчивой предсказуемостью в статистическом смысле (то есть порождает предсказуемую статистику явлений), то возможно:
ð БЕССТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ этим множеством,
а также и его:
ð БЕССТРУКТУРНОЕ САМОуправление.
В таком множестве элементов,
· обладающих различным информационным состоянием их памяти,
· подчинённым статистическим закономерностям,
— существует вероятностная предопределённость и вероятность того, что:
циркулярное безадресное прохождение в среде информационного модуля определённого содержания приведёт к тому, что элементы множества на основе самоуправления сложатся в одну или более структур, ориентированных на некий, соответствующий указанному информационному модулю вектор целей в течение вполне приемлемого интервала времени, а вектор ошибки в возникшем процессе управления не выйдет за допустимые пределы.
Рис. 76
Главное отличие бесструктурного управления от структурного: структура формируется НЕ директивно-адресно до начала процесса управления, а возникает управляемо и вероятностно предопределённо в ходе процесса управления на основе преимущественно безадресного циркулярного распространения информации.
Ø Поэтому множество элементов, в котором протекает процесс бесструктурного управления, само является замкнутой системой иерархически упорядоченных контуров прямых и обратных связей, архитектура которой меняется в ходе процесса управления (рис. 77).
Рис. 77
Также это множество элементов является СРЕДОЙ, порождающей из себя структуры в процессе её самоуправления (рис. 78).
Рис. 78
Не в том смысле, как термин «замкнутая система» понимается в современной физике, а в ранее определённом смысле достаточно общей теории управления.
Поясним разницу в понимании этого термина в физике и ДОТУ.
«Замкнутые системы» с точки зрения физики — это такие системы, которые не способны к обмену энергией с другими системами, и собственная энергия которых сохраняется не только качественно (как размерность), но и количественно.
Система является замкнутой в том и только в том случае, если поток энергии на входе и выходе системы равен нулю. Однако такая ситуация является лишь частным случаем. В общем случае поток энергии на входе и выходе системы не равен нулю. Замкнутые системы являются частным случаем открытых систем. Система является открытой тогда и только тогда, когда она обменивается потоками энергии с окружающей её средой.
Т.е. реально «замкнутая система» в таком её определении — абстракция теоретической физики, позволяющая приближённо описать течение реальных процессов в природе со множеством оговорок, поскольку в природе реально все системы — «открытые».
Бесструктурное управление в его существе — управление статистическими характеристиками множественных (массовых) явлений на основе господствующих над множеством элементов вероятностных предопределённостей хранения, распространения и переработки информации и их оценок на основе чувства меры и статистических моделей (рис. 79). Совместное управление структурным и бесструктурным способом мы рассмотрим далее.
Рис. 79
Яркий пример бесструктурного управления — автобус без кондуктора с кассами.
Цель управления:
- распространение билетов,
- взимание платы за проезд,
- оповещение об остановках.
— всё это ложится на плечи пассажиров, поскольку в большинстве случаев трансляция в автобусах не работает, кроме того, водителю просто не следует отвлекаться от управления машиной: продавать билеты и объявлять остановки — помеха его работе.
Концепция управления включает в себя:
- приём денег,
- их размен,
- выдачу сдачи,
- вручение билетов,
- контроль за тем, чтобы не было безбилетников «зайцев»,
- и консультации пассажиров о том, где им надо выйти.
ð При структурном управлении: ОНА же — обязанность кондуктора;
ð При бесструктурном управлении: их исполняет вся совокупность пассажиров автобуса, на основе информации их памяти.
Этот пример показывает, что одна и та же цель управления может быть осуществлена:
Ø СТРУКТУРНЫМ (кондуктор, хоть и один, но всё же структура)
Ø и БЕССТРУКТУРНЫМ СПОСОБОМ.
Здесь же виден и СУБЪЕКТИВИЗМ в оценках качества управления, достигаемых при каждом из способов:
Ø Если вы хотите, чтобы максимальный процент пассажиров ехал с билетами и никто не ошибся в остановке, то кондуктор лучше.
Ø Если вас интересует доход с автохозяйства, то в случае, когда экономия на зарплате сокращённых кондукторов компенсирует убытки, возникшие из-за дополнительных «зайцев» и расширения штата контролеров, — лучше ездить с кассами без кондуктора на принципе самообслуживания пассажиров.
Ø Если же вы смотрите на всю систему общественного городского транспорта с точки зрения хозяина государства-суперконцерна (в этом качестве может пребывать только концептуально властный народ), то печатать и распространять билеты — вредная растрата какой-то части общественного фонда рабочего времени и природных ресурсов, поскольку отпечатанный и тут же выброшенный билет не удовлетворяет ни чьих личных потребностей ни в пище, ни в одежде, ни в жилье, ни в Знании — ни в чём, чего так не хватает людям, но зато при их производстве и распространении изводится рабочее время, лес, энергия, замусоривается среда обитания.