double arrow

Малая группа: понятие, виды, структура

Большинство эмпирических исследова­ний в социальной психологии выполнено на малых группах, и этому есть несколько причин. Основные акты жизнедеятельнос­ти человека протекают в малых группах (в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, сосед­ских, приятельских и дружеских общнос­тях). Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества. Поэтому личность нельзя изучать вне группы. Малая группа опосредствует связи личности с обществом, трансформи­рует воздействие общества на личность. Личность воздействует на общество силь­нее, если за ней стоит группа. Статус со­циальной психологии как науки, ее спе­цифика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней пси­хологические феномены являются цент­ральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии были основным объектом эксперименталь­ных исследований, в том числе лаборатор­ных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп и руководства их деятельностью традицион­но считаются одним из главных направ­лений приложения теории и методов со­циальной психологии в практике.

Центральный психологический фено­мен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического ис­следования, — психологическая общность. Основными критериями феномена психо­логической общности группы выступают: явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мо­тивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок); идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, един­ства с ней — чувство «мы»); осознание членами группы имеющегося сходства, обшности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других; наличие социаль-


но-психологических характеристик, при­сущих группе в целом (а не характеризую­щих отдельных индивидов), таких, как совместимость, сработанность, сплочен­ность, социально-психологический климат и др. Сказанное не означает, что только группы, обладающие выраженными при­знаками психологической общности, могут являться объектами социально-психологи­ческого исследования (таковым может быть случайное или временное объедине­ние людей и собрание индивидов, харак­теризующееся высокой степенью психоло­гической разобщенности и дезинтегра­ции). Речь идет прежде всего о специфике подхода социальной психологии к изуче­нию малых групп, а также ее предмета.

Выделение малых групп как специфи­ческих человеческих общностей (в отли­чие от больших групп и выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы. За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов прини­мают три человека. Это связано с тем, что в группе из двух человек не могут форми­роваться групповые социально-психологи­ческие феномены в случае отсутствия со­гласия, единства членов диады. Поэтому группу из двух человек — диаду — можно рассматривать как специфическую разно­видность малой группы. «Верхняя граница» малой группы определяется не столько ее количественными, сколько качественными характеристиками: контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы ре­гулярно вступать в непосредственный кон­такт с другими ее представителями, об­щаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаим­ными оценками и воздействиями. Поэтому предложенный Ч. Кули термин «первичная группа», главным признаком которой яв­ляется ее контактность, можно рассматри­вать как синоним понятия «малая группа». В этом случае наиболее общее определе­ние понятия малой группы следующее: небольшое по размеру объединение инди­видов, связанных регулярными контактами друг с другом. Однако такое предельно общее определение предполагает конкре-


 

6.4. Психология малых групп



тизацию и уточнение на основе классифи­кации малых групп.

В связи с тем что малые группы явля­ются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии, необходимо четко различать группы искус­ственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и реальные, психологические закономер­ности функционирования и развития ко­торых призвана изучать социальная пси­хология. Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах и в ка­ких условиях (реальных или искусствен­ных) получены те или иные факты и зако­номерности, в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искус­ственных условиях, к объяснению, прогно­зированию и управлению психологическими явлениями и поведением в реальных со­циальных группах. Среди реально сущест­вующих малых групп наиболее важным представляется выделение групп формаль­ных и неформальных, предложенное Э. Мэйо [Мауо, 1933]. Формальными на­зываются группы, членство и взаимоотно­шения в которых носят преимущественно формальный характер, т. е. определяются формальными или официальными предпи­саниями. К формальным малым группам относятся прежде всего первичные коллек­тивы подразделений социальных органи­заций и институтов (трудовые, учебные и т. д.). Они создаются обществом для удовлетворения общественных потребнос­тей. Неформальные малые группы — это объединения людей, возникающие на ос­нове внутренних, присущих самим инди­видам потребностей, прежде всего — и общении, принадлежности, понимании, симпатии, любви. Примерами неформаль­ных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объеди­нения людей, связанных общими интере­сами, увлечениями. Формальные и нефор­мальные группы различаются механизмами их образования и характером межличност­ных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные достаточно условно. Неформальные группы могут воз­никать и функционировать в рамках фор-


мальных организаций, а группы, возник­шие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки фор­мальных групп. По времени существова­ния принято выделять группы временные и постоянные. Этот признак важен с пси­хологической точки зрения, так как устой­чивость контактов в группе — важный фактор формирования ее психологических характеристик.

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной харак­теристики в социально-психологическом исследовании являются композиция и структура группы. Композиция — это со­вокупность индивидуальных особеннос­тей членов группы, значимых для ее ха­рактеристики как целого. Выбор парамет­ров, по которым определяется компози­ция группы, зависит от конкретных задач исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям, как пол, возраст, образование, национальная принадлеж­ность, социальное положение. Все пере­численные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологичес­ких особенностей группы. Например, груп­пы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особен­ности по всем психологическим характе­ристикам.

Структура группы — это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруп­пами как элементами этой структуры. При исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру функциональных свя­зей, т. е. отношений, определяемых харак­тером распределения функций между чле­нами группы (например, технологическая или операциональная структура трудового коллектива производственной бригады), и структуру эмоциональных связей или меж­личностных отношений (например, струк­тура эмоциональных предпочтений и от­вержений). В исследованиях формальных групп и организаций вслед за Э. Мэйо принято выделять формальную и нефор­мальную структуры группы или структуры формальных (официальных) и неформаль­ных (неофициальных) связей. Формальная


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: