Социальная психология. Межличностного познания проводились многочисленные исследования, в настоя­щее же время научный интерес к данной тематике значительно снизился



межличностного познания проводились многочисленные исследования, в настоя­щее же время научный интерес к данной тематике значительно снизился. Большин­ство публикуемых работ основаны на ре­зультатах прошлых научных исследований (как российских, так и зарубежных) и носят сугубо прикладной характер (например, изучение человека в рыночных условиях). Изучение механизмов межличностного по­знания людей; механизмов, искажающих формирование адекватного образа воспри­нимаемого; психологических особеннос­тей субъекта восприятия, влияющих на глубину и объективность познания других людей; критериев точности межличност­ного познания и др. может стать перспек­тивной теоретической проблемой. Внима­ние к прикладным проблемам межлич­ностного познания объясняется интересом, вызывающим вопросы, связанные с новы­ми видами трудовой деятельности (пред­принимательская, финансовая, работа с персоналом и пр.).

6.3.5. Межличностные отношения

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рас­сматриваются в его контексте.

Впервые в отечественной литературе межперсональные отношения анализиро­вались в 1975 г. в «Кратком очерке по со­циальной психологии».

В монографии Н.Н. Обозова (1979) обобщены результаты эмпирических ис­следований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование, не потеряв­шее актуальности и в наше время. В по­следующих публикациях, посвященных межличностным отношениям как само­стоятельной проблеме, уделяется мало внимания. В зарубежных изданиях эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интерес­на совместная работа Т. Хустона и Г. Левин-гера «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» [Huston, Lewin-ger, 1978].

Понятие «межличностные отношения». Межперсональные отношения тесно свя-


заны с различными видами общественных отношений. «Существование межличност­ных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в дея­тельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [Андреева, 1996, с. 3].

Общественные отношения — это офи­циальные, формально закрепленные, объ­ективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе меж­персональных.

Межличностные отношения — это объ­ективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоцио­нальные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как офи­циально закрепленными, так и незакреп­ленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркаиваю-1ШШИ их эмоциональную содержатель­ность. Взаимоотношения деловых и меж­личностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Интерперсональные отношения вклю­чают три элемента — когнитивный (гнос­тический, информационный), аффектив­ный и поведенческий (практический, ре­гулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нра­вится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находит свое вы­ражение в различных эмоциональных пере­живаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент является ведущим из них. «Это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликт­ность состояний (внутриличностная, меж­личностная), эмоциональная чувствитель­ность, удовлетворенность собой, партне­ром, работой и т.д.» (Обозов, 1979, с. 5].

Эмоциональное содержание межлич­ностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях; от конъ­юнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъ-


 

6.3. Психология межличностного взаимодействия



юнктивным (негативным, разделяющим). Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонст­рация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучаст­ность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.

Поведенческий компонент межличност­ных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партне­ров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на ока­зание помощи и продуктивное сотрудни­чество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет за­труднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат обшаю-шиеся.

Межличностные отношения строятся по «вертикали» {между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинако­вый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к ко­торым принадлежат общающиеся, и инди­видуальными различиями, варьирующи­мися в пределах названных норм.

Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межлич­ностных отношений, которое определяло бы близость общающихся, соответствую­щую социокультурным нормам их общнос­тей. Социальная дистанция предполагает сохранение адекватного уровня широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дизъюнктив­ным межличностным отношениям (во вла­стных отношениях их до 52%, а в равно-статусных — до 33%), а затем и к конфлик­там [Обозов, 1979].


Межличностная совместимость — это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов использу­ются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная сов­местимость основана на принципах сход­ства и взаимодополнительности. Ее пока­зателями являются удовлетворенность сов­местным взаимодействием и его результа­том. Вторичный результат — появление взаимной симпатии, Противоположный феномен совместимости — это несовмес­тимость, а чувства, вызываемые ею, — ан­типатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат [Обозов, 1979J. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экс­тремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление. Для опреде­ления межперсональной совместимости используются аппаратурно-технические методики и гомеостат.

Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений. Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, воз­раст, национальность, свойства темпера­мента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые лич­ностные характеристики.

Пол. Своеобразие межличностных от­ношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики, по сравнению с де­вочками, еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллек­тивных играх, взаимодействуют со свер­стниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они ус­танавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот). У женщин круг общения значительно меньше, чем у муж­чин. В межличностном общении они ис­пытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе значительно выше. Чаще они жалу­ются на одиночество [Кон, 1987].


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Для женщин более значимы особен­ности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.

Женский стиль направлен на уменьше­ние социальной дистанции в межличност­ных отношениях, установление психоло­гической близости с людьми. В дружеских отношениях женшины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. «Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широ­кому кругу вопросов, обсуждение нюан­сов собственных взаимоотношений услож­няет их» [Кон, 1987, с. 267]. Расхождение, недопонимание и эмоциональность рас­шатывают женские межперсональные отношения. У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предмет­ностью. Они легче раскрываются перед не­знакомыми людьми. Их стиль межлич­ностных отношений направлен на поддер­жание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и при­тязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и ока­зание взаимной поддержки.

Возраст. Потребность в эмоциональ­ном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в раз­ной степени осознанности психологичес­кую привязанность детей к людям, кото­рые создают для них психологический комфорт [Кон, 1987, 1989]. С возрастом люди постепенно утрачивают в межлич­ностных отношениях свойственную юнос­ти открытость. На их поведение наклады­ваются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и эт­нические). Особенно сужается круг кон­тактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. N|Horo-численные межличностные отношения уменьшаются и преобладают в производ­ственной и родственных сферах. В сред­нем возрасте, когда дети подросли, меж­личностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интер­персональные отношения снова приобре­тают весомость- Это объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности,


активная трудовая деятельность закан­чивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют повышенную роль.

Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки по­ведения, правила формирования межлич­ностных отношений. В разных националь­ных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, при­надлежности к социальным слоям и рели­гиозным группам и пр.

Некоторые свойства темперамента вли­яют на формирование межличностных отношений. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанав­ливают контакты, а флегматики и мелан­холики испытывают затруднения. Закреп­ление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с санг­виником» и «холерик с сангвиником» за­труднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолике сангвиником» и «флегматик с сангвиником» [Обозов, 19791-

Состояние здоровья. Внешние физичес­кие недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конеч­ном итоге затрудняют формирование меж­личностных отношений.

Временные заболевания влияют на об­щительность и устойчивость интерперсо­нальных контактов. Заболевания щитовид­ной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенной возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, пси­хической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные от­ношения и негативно влияют на партнера по общению.

Профессия. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедея­тельности человека, но наиболее устойчи­выми являются те, которые появляются в результате совместной трудовой деятель­ности. В ходе выполнения функциональ­ных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают много­сторонний и глубокий характер. Если по


 

6.3. Психология межличностного взаимодействия



роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установливать межличностные контакты.

Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навы­ков интерперсональных отношений с пред­ставителями разных групп в обществе,

Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с ин­дивидуально-психологическими качества­ми партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межлич­ностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерности и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, тоони будут достаточно устойчивы, в про­тивном случае они приобретают напря­женный характер.

Заниженная самооценка вынуждает личность подстраиваться к межличност­ным отношениям, предлагаемым партне­ром по общению, и в то же время может вносить в них определенную психическую напряженность, связанную с ее внутрен­ней конфликтностью.

Межличностная привлекательность это сложное психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроиз­вольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей распо­лагать к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопе­реживанию и т.д.

Межличностная привлекательность способствует развитию интерперсональ­ных связей, вызывает у партнера когни­тивный, эмоциональный и поведенческий отклик. Феномен межличностной привле­кательности в дружеских парах обстоятель­но раскрыт в исследованиях Н.Н. Обозова.

Используется и такое понятие, как «эмоциональная привлекательность» — способность личности к пониманию пси­хических состояний партнера по общению


и особенно — к сопереживанию с ним. По­следнее проявляется в отзывчивости чувств на различные состояния партнера. Данное понятие несколько уже, чем «межлич­ностная привлекательность».

По нашему мнению, межличностная привлекательность недостаточно изучена в научном плане. Вместе с тем с приклад­ных позиций это понятие исследуется как феномен формирования определенного имиджа, В отечественной науке такой под­ход активно развивается после 1991 г., когда появилась реальная потребность в психологических рекомендациях по фор­мированию образа (имиджа) политика. В публикациях поданной проблеме изла­гаются советы по созданию привлекатель­ного имиджа политического деятеля (по внешнему виду, постановке голоса, ис­пользованию вербальных и невербальных средств общения и пр.). Появились спе­циалисты по данной проблеме — имидж­мейкеры. Для психологов эта проблема представляется перспективной.

С учетом практической значимости проблемы межличностной привлекатель­ности в учебных заведениях, где готовят психологов, целесообразно ввести спе­циальный курс «Формирование имиджа психолога». Это позволит выпускникам успешнее подготовиться к будущей работе, привлекательнее выглядеть в глазах кли­ентов и устанавливать с ними необходи­мые контакты.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью, Одни исследователи рассматривают ат­тракцию как процесс и одновременно ре­зультат привлекательности одного челове­ка для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь) и связывают ее с перцептивной стороной общения [Ан­дреева, 1996]. Другие полагают, что аттрак­ция — это своеобразная социальная уста­новка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент [Гозман, 1987]. Третьи под аттракцией понимают привле­кательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное отношение. Как видно из изложенного, многозначность понятия аттракция и перекрываемость его другими феноменами затрудняет использование


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: