double arrow

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. этого термина и объясняет недостаточную ис ел едо ванн ость в отечественной психо­логии




этого термина и объясняет недостаточную ис ел едо ванн ость в отечественной психо­логии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и пере­крывается отечественным термином «меж­личностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным ис­пользовать их как равнозначные.

Под понятием «притяжение» понима­ется потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определен­ными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому. Притяжение может быть одно-и двунаправленным [Обозов, 1979|. Про­тивоположное понятие «отталкивание» (негация) связано с имеющимися у парт­нера по общению психологическими осо­бенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно, поэтому он вы­зывает отрицательные эмоции.

Развитие межличностных отношений.Процесс формирования межперсональных отношений включает динамику, механизм регулирования и условия их развития.

Динамика межличностных отношений. Интерперсональные отношения зарожда­ются, закрепляются, достигают определен­ной зрелости, после чего могут ослабляться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.

В своих исследованиях Н.Н. Обозов исследует основные типы межличностных отношений (приятельские, товарищеские и дружеские), но не рассматривает их как динамику развития [Обозов, 19791. Аме­риканские исследователи также выделяют несколько категорий групп, основой ко­торых является близость межличностных отношений (знакомые, хорошие друзья, близкие друзья и лучшие друзья), но, как и Н.Н.Обозов, анализируют их несколько изолированно, не раскрывая эволюцию их развития [Huston, Lewinger, 1978].

Динамика развития межличностных отношений в континууме проходит не­сколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отно­шений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям


и затем их прекращение). Процесс знаком­ства осуществляется в зависимости от со­циокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат буду­щие партнеры по общению. Приятельские отношения формируют готовность—него­товность к дальнейшему развитию меж­личностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению. Товарищеские отношения позволяют закрепить межлич­ностный контакт, Здесь происходит сбли­жение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличност­ные отношения на этой стадии характе­ризуются устойчивостью и взаимным до­верием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межлич­ностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных прие­мов, позволяющих вызывать расположе­ние, симпатию партнеров по общению [Снелл, 1990; Дерябо, Левин, 1996; Кузин, 1996].




При исследовании дружеских отноше­ний наиболее интересные и глубокие ре­зультаты получены И.С. Коном и Н.Н. Обо-зовым [Кон; 1987, 1989; Обозов, 1979]. По мнению И.С. Кона, дружеские отношения всегда имеют какое-то общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья со­единяются и одновременно предполагают взаимную привязанность [Кон, 1987] можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоцио­нально-исповедальную) дружбу. Дружес­кие отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в усло­виях официальной обстановки, так и нео­фициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характери­зуются большей глубиной и доверитель­ностью [Кон, 1987]. Друзья откровенно об­суждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе



6.3. Психология межличностного взаимодействия



личностные особенности общающихся.

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контакта­ми, психологической насыщенностью и большей значимостью. Высоко ценится чувство юмора и общительность.



Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отно­шения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важней­ший признак дружбы несколько ослабе­вает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности» [Кон. 1987, с. 251].

Дружеские отношения у старшего по­коления большей частью связаны с семей­ными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

Недостаточно изучена проблема крите­риев дружеских отношений. Одни иссле­дователи относят к ним взаимопомощь, верность и психологическую близость, другие указывают на компетенцию в об-шении с партнерами, заботу о них, поступ­ки и предсказуемость поведения.

Эмпатия как механизм развития меж­личностных отношений. Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональные процессы, другие — эмоциональные и когнитивные процессы [Обозов, 1979]. Высказываются противо­речивые мнения по поводу того, является ли данный феномен процессом или свой­ством.

Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс и включает в него когнитив­ные, эмоциональные и действенные ком­поненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе его иерархической структур­но-динамической модели лежит когнитив­ная эмпатия, проявляющаяся в виде по­нимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию. не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпа-тического отреагирования. Данная форма


эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собст­венном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит по­требность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоци­ональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличност­ную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживае­мой), но и действенной. Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [Обозов, 1979]. В из­ложенном подходе достаточно убедитель­но и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и дейст­венная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с по­ниманием состояния других людей без изменения своего состояния) является чисто когнитивным процессом.

Как свидетельствуют результаты экспе­риментальных исследований в России и за рубежом, симпатия является одной из ос­новных форм проявления эмпатии. Она обусловлена принципом подобия опре­деленных биосоциальных особенностей общающихся людей. Принцип подобия представлен в многочисленных работах И.С. Кона, Н.Н. Обозова, Т П. Гавриловен, Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

В случае если принцип подобия у об­щающихся не проявляется, то это говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивистских структурах и приводит к появлению антипатии.

Проявление симпатии может интенси­фицировать переход от одной стадии меж­личностных отношений к другой, а также расширять и углублять интерперсональные отношения. Симпатия, как и антипатия, может быть однонаправленной (без вза­имности) и разнонаправленной (с взаим­ностью).



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Очень близкое к понятию «эмпатия» синтонность, под которой понимается способность приобщаться к эмоциональной жизни другой личности, обусловленной потребностью в эмоциональном контакте. В нашей литературе данное понятие встре­чается довольно редко.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатий-ности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способ­ность прогнозировать эмоциональное со­стояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по обще­нию. Уровень эмпатийности эксперимен­тально определялся в исследованиях Т. П. Гавриловой и Н.Н. Обозова. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и опти­мистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны за­труднительность в установлении контак­тов, интровертированность, ригидность и э го центр ич ноет ь.

Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при вос­приятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д,

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нужда­ется. На основе механизма эмпатии ста­новится возможным эмоциональное и де­ловое импонирование.

Условия развития межличностных от­ношений. Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину.

В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест ра­боты и жительства, высокий уровень об­щественного контроля. В результате — большое количество межличностных кон­тактов, их кратковременность и проявле­ние функционально-ролевого общения.


Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные свя­зи, общающимся нередко приходится рас­плачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материаль­ными ресурсами и т.д. Пространственная близость особенно влияет на межличност­ные отношения удетей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как пра­вило, прекращаются.

Важное значение в формировании меж­личностных отношений имеют конкрет­ные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совме­стной деятельности, в ходе которой уста­навливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией {обыч­ная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материаль­ными ресурсами и т. д. К сожалению, срав­нительных исследований по межличност­ным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.

Значение временного фактора в интер­персональных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.

По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культу­рах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в запад­ных — «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования о влиянии временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.

Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологи­ческой науке в определенной степени ис­следована. В настоящее время в печати появляется много работ, в которых рассма­триваются проблемы межличностных и деловых контактов и даются практические рекомендации по их оптимизации [Дерябо, Левин, 1996]. Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов психологических исследований, порой без ссылок и списка использован­ной литературы.



6.3. Психология межличностного взаимодействия



Научных исследований по межлич­ностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость дело­вых и межличностных отношений, соци­альная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отно­шений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Список литературы

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Спец. лит., 1996.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание чело­века человеком. М.: МГУ, 1982.

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мы­шление и общение. Минск, 1990.

Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отно­шений. М.: МГУ, 1987.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты ком­муникации. М., 1980.

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: Иллюст. самоучитель психолог, мастерства. М., 1996.

Емельянов Ю.И. Активное социально-психоло­гическое обучение. Л., 1985.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994.

Кон И.С. Дружба. М., 1987.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.

Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. Ростов н/Д, 1981.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Рос­тов н/Д, 1986.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретичес­кие проблемы психологии. М.: Наука, 1984.


Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

Общение и оптимизация совместной деятельно­сти/Под ред. Г.М.Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

Пиз А. Язык жестов/А. Пиз. Позы спящего/Дан-келл С. Минск, 1995.

Познание и общение/Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1988.

Проблема общения в психологии/Отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1981.

Психологические исследования общения/Отв. ред. Б.Ф.Ломов и др. М.: Наука, 1985.

Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: станов­ление человека. М., 1994.

Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тре­нинг. М.: ИП РАН, 1993.

Станкин М.И. Психология общения: Курс лек­ций. М., 1996.

Хабибулин К.Н. Восприятие личности в межнаци­ональном общении//Философские и социологичес­кие исследования. Л., 1974. С. 86-94.

Штангль А. Язык тела. М., 1996. Argyle M. Bodily communication. L, 1981.

Argyle M., Kendon A. The experimental analysis of social performance//Advances in experimental social psychology/ Ed. I. Berkowitz. L.: Acad. Press, 1967.

Argyle M., Dean J. Eye distance and affiliation/ /Sociometry. 1965. V. 28. P. 289-304.

Argyle M., Furnham, Grahan J.A. Social situations. L.; N.Y., 1981.

Bales R.F. Personality and interpersonal behavior. N.Y., 1979.

Fassnacht G. Theory and practice of observing behavior. L.; N.Y.: Acad. Press, 1982.

Hall E.T. Hidden dimension. N.Y., 1966. Hall E.T. Silent languale. N.Y., 1959.

The handbook of social psychology/Eds. G. Lindzey, E. Aronson. N.Y., 1985. V. 2.

Huston T.L., Levinger G. Interpersonal attrac­tion and relationships// Annual Rev. Psychology. 1978. P. 115-156.

Kendon A. Studies in the behavior of social interaction. Bloomington, 1977.

Scheflen A. Human communications: behavioral programs and their integration// Behavioral Sci. 1968. V. 13. P. 44-55.



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: