этого термина и объясняет недостаточную ис ел едо ванн ость в отечественной психологии. Данное понятие заимствовано из англо-американской психологии и перекрывается отечественным термином «межличностная привлекательность». В связи с этим представляется целесообразным использовать их как равнозначные.
Под понятием «притяжение» понимается потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями, которые получают положительную оценку воспринимающего. Оно обозначает переживаемую симпатию к другому. Притяжение может быть одно-и двунаправленным [Обозов, 1979|. Противоположное понятие «отталкивание» (негация) связано с имеющимися у партнера по общению психологическими особенностями, которые воспринимаются и оцениваются негативно, поэтому он вызывает отрицательные эмоции.
Развитие межличностных отношений. Процесс формирования межперсональных отношений включает динамику, механизм регулирования и условия их развития.
|
|
Динамика межличностных отношений. Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.
В своих исследованиях Н.Н. Обозов исследует основные типы межличностных отношений (приятельские, товарищеские и дружеские), но не рассматривает их как динамику развития [Обозов, 19791. Американские исследователи также выделяют несколько категорий групп, основой которых является близость межличностных отношений (знакомые, хорошие друзья, близкие друзья и лучшие друзья), но, как и Н.Н.Обозов, анализируют их несколько изолированно, не раскрывая эволюцию их развития [Huston, Lewinger, 1978].
Динамика развития межличностных отношений в континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям
и затем их прекращение). Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению. Приятельские отношения формируют готовность—неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт, Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению [Снелл, 1990; Дерябо, Левин, 1996; Кузин, 1996].
|
|
При исследовании дружеских отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И.С. Коном и Н.Н. Обо-зовым [Кон; 1987, 1989; Обозов, 1979]. По мнению И.С. Кона, дружеские отношения всегда имеют какое-то общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются и одновременно предполагают взаимную привязанность [Кон, 1987] можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в условиях официальной обстановки, так и неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью [Кон, 1987]. Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе
6.3. Психология межличностного взаимодействия
личностные особенности общающихся.
Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. Высоко ценится чувство юмора и общительность.
Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности» [Кон. 1987, с. 251].
Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.
Недостаточно изучена проблема критериев дружеских отношений. Одни исследователи относят к ним взаимопомощь, верность и психологическую близость, другие указывают на компетенцию в об-шении с партнерами, заботу о них, поступки и предсказуемость поведения.
Эмпатия как механизм развития межличностных отношений. Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональные процессы, другие — эмоциональные и когнитивные процессы [Обозов, 1979]. Высказываются противоречивые мнения по поводу того, является ли данный феномен процессом или свойством.
Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.
В основе его иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.
Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию. не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпа-тического отреагирования. Данная форма
эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.
|
|
Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [Обозов, 1979]. В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния) является чисто когнитивным процессом.
Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований в России и за рубежом, симпатия является одной из основных форм проявления эмпатии. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Принцип подобия представлен в многочисленных работах И.С. Кона, Н.Н. Обозова, Т П. Гавриловен, Ф. Хайдера, Т. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
В случае если принцип подобия у общающихся не проявляется, то это говорит об индифферентности чувств. Когда же у них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивистских структурах и приводит к появлению антипатии.
Проявление симпатии может интенсифицировать переход от одной стадии межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять интерперсональные отношения. Симпатия, как и антипатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Очень близкое к понятию «эмпатия» синтонность, под которой понимается способность приобщаться к эмоциональной жизни другой личности, обусловленной потребностью в эмоциональном контакте. В нашей литературе данное понятие встречается довольно редко.
Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатий-ности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т. П. Гавриловой и Н.Н. Обозова. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и э го центр ич ноет ь.
|
|
Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д,
Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.
Условия развития межличностных отношений. Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на ее динамику, широту и глубину.
В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, достаточно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результате — большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения.
Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т.д. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения удетей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.
Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией {обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.
Значение временного фактора в интерперсональных отношениях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются.
По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования о влиянии временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.
Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В настоящее время в печати появляется много работ, в которых рассматриваются проблемы межличностных и деловых контактов и даются практические рекомендации по их оптимизации [Дерябо, Левин, 1996]. Часть таких публикаций представляет собой популярное изложение результатов психологических исследований, порой без ссылок и списка использованной литературы.
6.3. Психология межличностного взаимодействия
Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость деловых и межличностных отношений, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Список литературы
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Спец. лит., 1996.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: Иллюст. самоучитель психолог, мастерства. М., 1996.
Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИП РАН, 1994.
Кон И.С. Дружба. М., 1987.
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 1996.
Кукосян О.Г. Профессия и познание людей. Ростов н/Д, 1981.
Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.
Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.
Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г.М.Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
Пиз А. Язык жестов/А. Пиз. Позы спящего/Дан-келл С. Минск, 1995.
Познание и общение/Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1988.
Проблема общения в психологии/Отв. ред. Б.Ф.Ломов. М.: Наука, 1981.
Психологические исследования общения/Отв. ред. Б.Ф.Ломов и др. М.: Наука, 1985.
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: становление человека. М., 1994.
Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М.: ИП РАН, 1993.
Станкин М.И. Психология общения: Курс лекций. М., 1996.
Хабибулин К.Н. Восприятие личности в межнациональном общении//Философские и социологические исследования. Л., 1974. С. 86-94.
Штангль А. Язык тела. М., 1996. Argyle M. Bodily communication. L, 1981.
Argyle M., Kendon A. The experimental analysis of social performance//Advances in experimental social psychology/ Ed. I. Berkowitz. L.: Acad. Press, 1967.
Argyle M., Dean J. Eye distance and affiliation/ /Sociometry. 1965. V. 28. P. 289-304.
Argyle M., Furnham, Grahan J.A. Social situations. L.; N.Y., 1981.
Bales R.F. Personality and interpersonal behavior. N.Y., 1979.
Fassnacht G. Theory and practice of observing behavior. L.; N.Y.: Acad. Press, 1982.
Hall E.T. Hidden dimension. N.Y., 1966. Hall E.T. Silent languale. N.Y., 1959.
The handbook of social psychology/Eds. G. Lindzey, E. Aronson. N.Y., 1985. V. 2.
Huston T.L., Levinger G. Interpersonal attraction and relationships// Annual Rev. Psychology. 1978. P. 115-156.
Kendon A. Studies in the behavior of social interaction. Bloomington, 1977.
Scheflen A. Human communications: behavioral programs and their integration// Behavioral Sci. 1968. V. 13. P. 44-55.