Говорить

Делать – знаменует лучший стиль лидерства, когда за собой ведут силой собственного примера, и на практике воплощают то, что проповедуют. Стиль поведения отражает в себе сущность человека, его целостное бытие. Личный пример действенен, толь­ко если бытие лидера достойно подражания. Шарлатан, пытаю­щийся казаться тем, кем на самом деле не является, распознает­ся очень быстро. На Рис.1. это обстоятельство отмечено пунктирной линией, разделяющей понятия быть и делать.

Личный пример оказывается самым мощным приемом воздействия на людей. Его называют методом убеждения без слов, он понятен всем и заразителен. Например, Махатма Ганди на собственном примере показал, как следует искоренять явление неприкасаемости, он общался с неприкасаемыми и питался в их домах. Ганди всегда проповедовал то, что делал сам. Очень хорошо его характеризует следующий пример (который привел в одной из своих книг Бодо Шефер). Одна из женщин попросила Ганди объяснить своему сыну, что очень вредно есть много сладкого. Ганди ответил, что на подготовку к выполнению этого задания ему потребуется 1 месяц. Когда через месяц она снова пришла к нему, Ганди в популярных выражениях объяснил ее сыну, что есть много сладкого – это вредно для здоровья. И мальчик со всем согласился. Отведя Ганди в сторону, женщина спросила его, зачем ему понадобился месяц, ведь он так все убедительно рассказал в течение буквально нескольких минут. Ганди ответил: «Я сам любил сладкое, в течении этого месяца я отказался от сладкого. Я убедился на своем опыте в пользе отказа от сладкого, благодаря этому я и был очень убедительным».

Будущему лидеру всегда следует помнить о том, что плохой пример, заразителен также как и хороший пример. Здесь уместно вспомнить притчу о горстке соли.

Притча о горсти соли

Однажды благородный король со своей армией возвращался из похода. По пути они решили сделать привал. Оказалось, что в продовольственных запасах кончилась соль. Тогда король решил отправить всадников в соседнюю деревню. Он дал им мешочек с золотом и попросил обменять его на мешочек с солью. Солдаты очень удивились такому заданию и сказали: «О, король, жители деревни отдадут нам соль просто так, даром, зачем менять её на золото?». Король ответил своим солдатам: «Если я возьму соль даром, то моя армия, которая идет за мной, полностью разграбит деревню».

Действительно, пример лидера, плохой или хороший, многократно повторяется теми, кто идет следом за лидером и усиливается как снежный ком. Поэтому лидер должен осознавать последствия своих неосторожных действий или необдуманных поступков.

Далее будут более конкретно рассмотрены качества истинного лидера и даны практические советы по раскрытию лидерского потенциала личности.

Доктор М.Л.Чиббер, изучив жизнь и деятельность выдающихся истинных ли­деров, обнаружил нечто очень интересное. Оказывается, все они обладали несколькими универсальными качествами характера и знаниями. Если этим качествам – придать обозримую единую форму, то обра­зуется связная структура, изображенная на Рисунке 4.

Рисунок 4. Качества истинного лидера

Это – сбалансированная структура, в которой каждый компонент характера и познания поддерживают друг друга. У каждого лидера баланс оказывается неповторимым. Однако, как подчеркивает доктор М.Л.Чиббер, полезно при­нять во внимание, что для самого наличия такого баланса необхо­димы и характер, и знания. Одно знание без силы характера делает человека нерешительным. Один характер, не опирающий­ся на знания, принижает потенциал лидера. От сбалансированностиэтой структуры зависит эффективность лидера. От этого ба­ланса зависит его вера в себя. Вера в себя формирует у лидера установку на активность, что значит – мы ответственны за свою жизнь.Мы можем выбирать для себя: либо стремится к реализации вечных ценностей и возвышенных идеалов либо к реализации желаний своего низшего эго. У нас есть инициатива и ответственность, чтобы совершить это.

Наше поведение – результат наших решений, а не тех ус­ловий, в которых мы оказались.

Далее мы обсудим, как выше описанную структуру усилить ведением в неё общечеловеческих ценностей (Рисунок 5).

Рисунок 5. Качества истинного лидера как проявление общечеловеческих ценностей

На новой диаграмме отображены пять наиболее важных общечеловеческих человеческих ценностей. Вечные общечеловеческие ценности это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а имеющие значение для всего человечества. Они принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл и предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается совесть человека как воплощение истины, праведного поведения, покоя, любви, ненасилия. Ниже дано крат­кое пояснение к ним:

Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени - прошлом, настоящем и будущем.

Праведное поведение –это поведение, соответствующее дол­гу и обязательствам, поступки согласно внутреннему голосу совести.

Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.

Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни де­лом.

Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две – истина и правильное поведение – включают в себя, фактически суть всей нравственности. Честность, прямота и верность внутренне прису­щи уже этим двум, что значит: во всех случаях говори правду и действуй согласно внутреннему голосу совести. И если кто-то действует на основе бескорыстной любви, то незави­симо от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое.

Но сначала давайте сосредоточимся на самом фундаменте лидерства – на бескорыстной любви.

Бескорыстие: фундамент лидерства Это особенно уместно сделать с учетом обстановки, которая ныне преобладает в мире. Мы живем в век, когда личные эгоистические интересы превратились в цель существо­вания. Поэтому неудивительно, что многие не соглашаются принять бескорыстие, в качестве основы лидерства сама эта идея заставляет их чувствовать себя очень неуютно.

Самолюбие – человеческое качество, бескорыстие – духовное, – вот истина, характеризующая это благородное до­стоинство. Оно – неисчерпаемый источник всего лучшего и нрав­ственного в человеческих существах.

Бескорыстие (если хотите, можете назвать его жертвенностью или отсутствием эгоизма) основыва­ется на идеале, которое человек признает в качестве цели своего существования. Центром бескорыстия как ценности выступает вера – вера в высшее начало в себе. Она одаривает нас сначала: верой в себя, потом удовлетворенностью собой, далее самопожертвованием, и, наконец, самореализацией. Бескорыстие – это средоточие всего благородного, что толь­ко есть в человеческом существе.

И, тем не менее, среди людей на­блюдается огромное сопротивление тому, чтобы воспринять эту истину. К сожалению, бескорыстие никак не впи­сывается в современную культуру, где процветает дикая конкурен­ция и бешеная погоня за богатством. Сейчас цель существования видится в том, чтобы поскорее сделать карьеру и обогатиться за одну ночь. Следовательно, от потенциальных лидеров потребуются очень глубокие раздумья, чтобы понять, что эффективность ли­дера и в самом деле зависит от бескорыстия. Поэтому эту цен­ность и необходимо обсудить во всех деталях.

Доктор М.Л.Чиббер пишет: «Бескорыстный человек не жаден, он не стремится к скорейшему успеху; поэтому его прямота остается непоколебимой. Он никогда не ищет нечестной выгоды за чужой счет; поэтому честность к нему приходит сама собой. Он не карьерист; поэтому его верность сильна и неуклонна. Когда человек овладел этими ценностями, его мысли, слова и дела обретают единство. Он говорит, что думает, а делает, что говорит. В его природе нет ничего двусмысленного. На этом зиждется его надежность, и ему доверяют. А лидером может стать только такой человек, которому доверяют» [35].

По этому поводу впечатляюще высказался Свами Вивекананда: «Я не могу требовать полного бескорыстия от всякого: это невозможно. Но, если вы не в состоянии подумать о челове­честве в целом, подумайте, по крайней мере о своей стране. Если вы не можете думать о стране, подумайте об общине. Если не думаете об общине, подумайте о своей семье. Если не можете думать о семье, подумайте хотя бы о своей жене. Ради бога, не думайте только о себе». Здесь представлен широкий спектр идеалов.

Высказывание Свами Вивекананды созвучно классификации уровней психологической зрелости, представленной в современной психологической литературе:

- младенческий уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность только за себя и исполнение своих желаний);

- подростковый уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя и свою семью);

- младший юношеский уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя, свою семью и за свой род);

- старший юношеский уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя, свою семью, свой род и свою страну);

- взрослый уровень психологической зрелости (личность осознает ответственность за себя, свою семью, за свой род, свою страну и за всё человечество).

На начальном уровне психологической зрелости ценностным ядром личности являются – я, мне и мое, а на выс­шем уровне психологической зрелости ценностным ядром личности являются – человечество и вечные общечеловеческие ценности. Заметим, что часто физиологический возраст человека не совпадает с уровнем психологической зрелости личности. Например, человек может иметь почтенный возраст, но мыслить на уровне подростковом и даже младенческом. И наоборот, молодой человек может мыслить на взрослом уровне психологической зрелости.

Очевидно, что истинным лидером может стать только психологически зрелый человек, осознающий свою ответственность не только за себя и своих близких, но и за свою страну и за все человечество и за реализацию вечных общечеловеческих ценностей в своей жизни.

Далее рассмотрим качества, связанные с ценностью Истина: познание себя, профессиональные знания и навыки, честность. Безусловно важность профессиональных знаний и навыков трудно переоценить. Качество честности связано с базовым требованием совершенного характера: единство мысли, слова и дела. Здесь очень важно познание себя и не только с точки зрения своих сильных и слабых сторон, но прежде всего с позиций истины, то есть того что вечно и неизменно.

Воспитание истинного лидера возможно только как внутреннее самообразование, осуществляемое путём поиска мотива, смыслообразующей основы поведения не вовне (требования общества, мнения людей и т. д.), а внутри самого себя. Возможность осознания высшегодуховного Я в человеке и внутреннего нравственного долга может дать только расширение самосознания от узкого, эгоистичного до Вселенского, надличностного уровня, путём поиска ответов на вечные вопросы: Кто я? В чём смысл моей жизни?

Чем выше самознание человека, тем больше степень бескорыстия; а тогда становится выше и потенциал лидерства, это, фактически, – закон. Появление самосознания ведет к тому, что человек начинает целенаправленно и сознательно «строить себя».

А. Маслоу назвал процесс преодоления личностных уровней существования, поднятия над эго и осознания человеком своего высшегодуховного Я – трансценденцией: «Самоактуализированный человек, совершивший трансценденцию, универсален. Он принадлежит человечеству. Его питает определенная культура, но он поднимается над ней, во многом он независим от нее…Трансценденция может означать вид на жительство в высшей реальности, умение говорить языком высшего бытия, высшее постижение без конца и без срока» [36].

В этом смысле, мы можем предположить, что все великие философы и мыслители, чьи идеи о духовном мы рассмотрели в главе 1, были людьми, совершившими трансценденцию, так как, несмотря на различие времени, культур, терминологии они писали об одних и тех же вечных общечеловеческих ценностях, на которых основывается истинное лидерство.

Как замечает выдающийся философ М. Мамардашвили, пока человек смотрит на мир из узкого мирка своего эго, говоря классическую фразу невежества: «Это все они, а не я. Я – тут ни причем», человек не способен истинно мыслить. Процесс истинного осмысления и осознания начинается с расширения самосознания до высшего духовного уровня, то есть с понимания: «Все это – Я» [37]. Таким образом, только расширение самосознания поможет человеку подняться над ограниченностью эго, оценить себя, жизненную ситуацию, решаемую проблемус точки зрения Единства и Вечных Ценностей, что будет способствовать рождению истинной мысли и совершенного решения.

В этом плане интересна антиномия, которую проводит М. Мамардашвили между классической душой мыслителя и революционером: «Классическая душа мыслителя способна вынести мысль, что ты должен и можешь быть добрым один, просто в силу свойств самого добра. Революционер – это человек, который не может вынести такой мысли: ему нужно, чтобы все были хорошими, и тогда имеет смысл быть хорошим. Он нев состоянии вынести, что можно и нужно быть добрым одному» [38].То есть человек, осознавший свой духовный уровень бытия, способен быть нравственным один, не имея поддержки во внешнем мире, просто в силу веры в свою истинную духовную природу. Именно такой человек становится истинным лидером, часто не желая этого. В то время как человек, осознающий себя лишь как тело-эмоции-ум, живет с оглядкой на признание во внешнем мире, и будет стремиться к лидерству только из желания реализовать свои амбиции.

Осознав духовный уровень своего существования, человек открывает в себе бесконечный источник Любви, Внутренней силы, Покоя и начинает испытывать потребность отдавать, не желая ничего взамен, то есть бескорыстно. Э. Фромм пишет об этом так: «Человек торгашеского сознания готов давать только в обмен на что-либо. Такие люди не способны давать бескорыстно. Для творческой личности «давать» имеет другое значение. В каждом акте отдачи я воплощаю свою силу, свое духовное богатство, свою власть над собой. Я чувствую себя уверенным, способным на большие поступки, полным энергии и счастливым. Давать радостней, чем брать» [39].

Рассмотрим вопрос связи амбиций и лидерства. Можно ли стать достойным лидером, не имея амбиций? В современном мире распространено мнение, что амбиции – это важная движущая сила лидера. Часто можно услышать такие слова: «О, это очень амбициозный молодой человек! У него большие перспективы и он далеко пойдет!» или: «Здоровые амбиции у молодёжи – это хорошо!». Но это прямо противоречит тому, что эффективность лидера зависит от бескорыстия, ведь амбиции и желание карьерного роста не совместимы с бескорыстием. А тогда, как же можно представить себе лидера, лишенного амбиций? Эти сомнения вполне законны, поэтому с ними следует разобраться.

Словари описывают понятие амбиция как «стремление к успеху или продвижению». На самом деле, амбиции являются мощной мотивировкой. Амбициозный человек нацелен на успех и продвижение, динамичен и может показать очень неплохие, но кратковременные результаты. Но те, кого вперед увлекают вечные ценности и идеалы, достигают долговременных результатов.

Фрэнсис Бекон, великий английский знаток человеческой натуры писал и об амбициях: «Амбиция напоминает постоянно движущуюся желчь, то есть такой сок в организме, который делает человека активным, стремящимся, полным живости и волнения. Но, будучи остановленной и не в силах продолжить свой путь, желчь становится жгучей и потому вредной и ядовитой. Так и амбициозные люди, найдя путь наверх открытым и продвигаясь по нему, оказываются скорее суетливыми, чем опасными; но, если их желания разоблачены, они испытывают тайное неудовлетворение и начинают бросать злобные взгляды на людей и обстоятельства. Им особенно нравится, когда дела приходят в упадок; а это худшее свойство слуги государя или государства» [40].

Поясняя природу амбициозных людей, Фрэнсис Бекон заключает, что в окончательном итоге величайшее добро творится теми, кто более испытывает чувство долга, нежели желание роста. Другими словами, теми, кто смог перерасти уровень личной заинтересованности. Однако людям очень нелегко вырваться за пределы кольца, образованного понятиями «Я, мне и мое». Вследствие этого, государства, общества и организации, ценящие лидеров, пользуются различными приемами, чтобы создать такие условия, в которых лидеры могут подняться над личной заинтересованностью и возвысить свои, такие естественные для человека, амбиции до уровня идеалов[41].

В этом плане очень важные слова сказал выдающийся психиатр и истинный лидер Виктор Франкл: «Снова и снова я предостерегаю своих студентов и в Европе, и в Америке: не нацеливайтесь на успех – чем больше вы стремитесь к нему, превращая в цель, тем в большей степени готовитесь его упустить. Ибо успех, как и счастье, не может быть навязан. Он должен придти как результат, и только так он приходит, как ненамеренный побочный результат чьей-то личной преданности вещам большим, чем он сам, или как побочный результат полного подчинения своей личности кому-то другому. Счастье должно случиться, то же справедливо и для успеха. Вы должны позволить ему случиться тем, что не заботитесь о нем. Мне бы хотелось, чтобы вы получше прислушались к тому, что требует от вас ваше сознание, и начали бы это воплощать так хорошо, как только это возможно с учетом уровня ваших познаний. И тогда вы доживете до того дня, когда увидите, что, в конце концов, я повторяю, в конце концов, успех придет к вам именно потому, что вы и думать забыли о нем».

Таким образом, важно исполнять свою работу так хорошо, как только это возможно, не заботясь о вознаграждении [42].

Действительно, ожидания вознаграждения и чрезмерная привязанность к результату делают человека напряженным, подверженным стрессу и беспокойным. Например, если мы решая контрольную работу будем чрезмерно беспокоиться об оценке, то, скорее всего, наделаем ошибок. Если же наоборот сконцентрируемся на том, чтобы хорошо выполнить работу, то результаты, скорее всего, окажутся отличными.

Далее рассмотрим качества, связанные с ценностью Праведное поведение: сила воли и упорство, чувство долга и ответственности, смелость в принятии решений, инициатива.

Сила воли – это ключ к самосовершенствованию. Поэтому, для того чтобы развить свой лидерский потенциал необходимо воспитывать силу воли и упорство в достижении цели вопреки возникающим трудностям и препятствиям. Здесь, в качестве примера, приведем отрывок из книги доктора М.Л.Чиббера: «В качестве почетного гостя Уинстона Черчилля пригласили на празднование 150-летнего юбилея школы, в которой он учился. От него ожидали, что он выступит с центральной речью, обращенной к учащимся, с тем, чтобы вдохновить их последовать его примеру и стать выдающимися лидерами. Черчилль принял это приглашение. Во всем обществе царила атмосфера ожидания, что же им доведется услышать от Черчилля по поводу лидерства?

В назначенный день зал, где должно было состояться действо, был переполнен. Ученые и журналисты все прибывали и прибывали. Каждый стремился оказаться поближе к сэру Уинстону в тот момент, когда он раскроет секреты своего лидерства. Наконец, после обычных приветственных слов, Черчиллю предложили произнести его ключевую речь. Он поднялся из кресла и медленно пошел к трибуне. Достал свои очки прямоугольной формы и надел их. Затем вынул небольшой листок бумаги, положил его на трибуну и стал всматриваться в аудиторию поверх очков. Наступила мертвая тишина. И он произнес свою речь: «никогда, никогда, НИКОГДА, НИКОГДА не сдавайтесь!!!».

Буквально проревев эти слова, он вернулся на свое место. В зале на долгое время воцарилось смущенное молчание. Однако, его великое послание все же дошло до своего адреса. Люди вдруг повскакали со своих мест и устроили ему долгую и оглушительную овацию.

Всего в пяти словах Черчилль выразил самую суть секрета своего лидерства и успеха. За свою жизнь, полную контрастов, он познал многие взлеты и падения, но никогда не приходил в отчаяние. А когда пробил час, он был готов провести свой народ от почти полного поражения до окончательной победы в величайшей и самой кровопролитной войне, какую только знала человеческая история».

Приведем пример истинного лидера, путь которого был очень тернистым и трудным. Прочитайте нижеследующую биографию. Не правда ли, что человека такой судьбы можно смело назвать неудачником. Только последняя запись в биографии поражает и кажется, не соответствует всем предыдущим событиям биографии этого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: